Правила святых Апостолов о крещении еретиков

Два Апостольских Канона, касающихся крещения еретиков, которые незаконно забывают и порой просто не знают:

Правило 46: Епископа или пресвитера, принявших крещение или жертву еретиков, повелеваем извергать. Ибо не может быть согласия у Христа с Велиаром; или общего у верного с неверным (2 Кор. 6:15).

См. также: 1 Всел. 19; 2 Всел. 7; 6 Всел. 95; Лаод. 7-8; Василия Вел. 1 и 47

и

Правило 47: «Епископ или пресвитер, если имеющего истинное крещение вновь окрестит, или окрещенного нечестивыми вновь не окрестит; да будет извержен, как осмеивающий крест и смерть Господню, и не различающий священников от несвященников.»

6 Всел. 84; Лаод. 32; Карф. 59 и 83; Василия Вел. 1 и 47

Известны толкования этих канонов авторитетными древними канонистами Зонарой, Аристином, Вальсамоном или относительно современным Никодимом Милашем, но в грекоязычной среде официально приняты толкования Никодима Святогорца и его Пидалион.

Апостольский Канон 46.

Епископа или пресвитера, принявших крещение или жертву еретиков, повелеваем извергать. Ибо не может быть согласия у Христа с Велиаром; или общего у верного с неверным (2 Кор. 6:15). 1 Всел. 19; 2 Всел. 7; 6 Всел. 95; Лаод. 7-8; Василия Вел. 1 и 47

Толкование (Греческий Пидалион)

Православные христиане должны остерегаться еретиков и еретических совершений (обрядов, таинств и посвящений). Предпочтительнее же всего их, т.е. еретиков, подвергнуть порицанию и увещанию от Епископов и Пресвитеров, быть может они (еретики) восхотят вразумиться и возвратиться от своих заблуждений. По этой причине настоящий Канон предписывает: если какой-нибудь Епископ или Пресвитер восхочет принять как правильные и истинные крещение еретиков или от них предлагаемые жертвы, такового предписано извергать. Ибо какое согласие имеет Христос с диаволом? Или какую часть имеют верные с неверными? Тогда те, кто принимает совершенное еретиками, или имеют подобные им воззрения, или по меньшей мере не имеют стремления освободить еретиков от зловерия их. Ибо одобряющий их совершения (обряды, таинства, посвящения) как может порицать их с целью убедить отказаться от лжеславия и заблуждений ереси?

Далее следует очень обширное примечание Никодима Святогорца к толкованию, т.е. фактически продолжение его, о нем напишу позже.

Апостольский Канон 47

Епископ или пресвитер, если имеющего истинное крещение вновь окрестит, или окрещенного нечестивыми вновь не окрестит; да будет извержен, как осмеивающий крест и смерть Господню, и не различающий священников от несвященников. 6 Всел. 84; Лаод. 32; Карф. 59 и 83; Василия Вел. 1 и 47

Толкование (Греческий Пидалион)

Едино крещение было передано нам, православным христианам (Еф. 4:4) как от Господа нашего, так и от Божественных Апостолов и святых Отцев, потому что един раз совершились крест и смерть Господа, образом или подобием которых крещение является. По этой причине настоящий Апостольский Канон предусматривает, что если какой-либо епископ или пресвитер восхочет крестить второй раз заново и с самого начала, как будто имеет дело с одним совершенно некрещеным человеком, крещеным однако истинно как и предписано Господом и Апостолами и божественными Отцами, одинаково, то есть, как крестятся все православные христиане, таковой (Епископ или Пресвитер) должен быть извергнут, ибо он снова распинает и осмеивает Сына Божия с этим вторым перекрещиванием, которым невозможно, глаголет Св. Павел, и повторить смерть Господа, которого больше смерть не победит (Евр. 6:4); Рим. 6:5), по тому же Павлу. Так же в случае когда Епископ, или Пресвитер, не пожелает крестить крещением кафолической Церкви осквернившегося, т.е. крещеного нечестивыми, точнее еретиками, таковой извергается, ибо посмеялся кресту и смерти Господа, воображая ложно и ошибочно, что оскверняющее и отвратительное крещение еретиков является образом креста и смерти Господа, что, однако, не так, и потому принимает его (т.е. крещение еретиков) и держит его равным крещению православных. И кроме того, будучи не в состоянии различить истинного священника православных от ложных священников еретиков, он напротив, принимает вторых как истинных.

Ни гнусное крещение еретиков не делает из ими крещеных истинных Христиан, ни рукоположение еретиков не делает истинных иереев из ими рукоположенных согласно 68-му Апостольскому правилу. Подчеркнем же, что, как мы уже говорили, святое Крещение совершается во образ креста и смерти Господа. Ибо елицы, говорит Павел, во Христа крестившиеся, в смерть его крестились (Рим. 6:3). И погреблись с Ним крещением в смерть (Рим. 6:4). И мы соединены с Ним подобием смерти Его (Рим. 6:5). Но и крест крещением именуется от Господа, согласно Златоусту, сказавшему: «Крещением, которым Я крестился, креститесь » (Мф. 20:22-23; Рим. 6:9). И снова: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится» (Лк. 12:50).

И к этому правилу имеется примечание Никодима Святогорца, которые мы пока опустим. Важный момент, который хорошо виден из толкованиия Никодима Святогорца, что крещение совершается в крест и смерть Господа, почему и необходимо погружательное а не обливательное крещение, которое никак не является крещением во образ смерти Господа. Согласно толкованиям Никодима Святогорца крещение еретиков полностью отвергается как сквернящее, а не спасительное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *