В чем разница между Православием и Армянской «церковью» и есть ли в ней спасение?

Армянская григорианская «апостольская церковь» (далее АГАЦ) – одна из общин называющая себя христианской, но  является ли она таковой рассмотрим далее. Часто мы слышим, что армяне первыми приняли веру на государственном уровне, но спросим от кого приняли веру? От Иерусалимской и Византийской Церквей и, однако, сохранить её в не поврежденности они не сумели! Кроме того в это-же время в Римской империи изданы эдикты полностью легализовавшие христианство, поэтому повода для гордости АГАЦ не остаётся. Уже много веков между нами нет церковного единства, это не исключает добрососедских отношений, однако раскол и ереси АГАЦ идут вразрез принципу сохранения Единства Веры переданной нам апостолами и указанному Словом Божиим: «Един Бог, едина вера, едино крещение» (Ефес.4,5). С 4 века АГАЦ отделилась от всей полноты древнейших Православных поместных Церквей (Константинопольской, Иерусалимской, Антиохийской, Александрийскй и др.) приняв сперва по ошибке, а потом и осознанно монофизитскую и монофелитскую и миафизитскую ереси и ушла в раскол от всех остальных. До сих пор мы имеем эту не уврачеванную рану так, что и не можем вместе молиться и Причащаться покуда не будет восстановлено истинное учение о Боге в АГАЦ. Заложниками этой беды ереси и раскола становятся простые армяне, к сожалению, зачастую далекие от тонкостей богословия. Следует знать, что невозможно одновременно быть и православными и причисленными к армянской «церкви» как невозможно быть одномоментно спасенным и погибшим, правдивым и лжецом. Приходится делать выбор между истинной и ложью. Прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажем о том, что такое монофизитство и как оно возникло.

Монофизитство – это неверное учение о Христе, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе признается лишь одна природа, а не две (Божественная и человеческая), как учит Слово Божие и Православная Церковь.

Православная Церковь исповедует во Христе одну личность (ипостась) и две природыбожественную и человеческую пребывающих неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно. Монофизиты же (в т.ч. АГАЦ)  во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу. Вследствие этого монофизиты не признают Вселенские Соборы начиная с 4-го (а всего их семь).

Большинство святых они поэтому оскорбляют, порицают и не принимают. Монофизитством является не только полное отрицание реальной человеческой плоти Иисуса Христа Сына Божия, но любой малейший перенос, сдвиг или перекос от человеческой природы Христа в сторону Его Божества. АГАЦ после многих колебаний осталась исповедницей ереси монофизитства, которая у них заключается не в отрицании Боговоплощения, а в упорном настаивании на поглощении божеством Христа Его человеческой природы – что есть ложь на Христа и еретическое учение. Все дело в этой конкретной расстановке акцентов в христологии Богочеловека Иисуса Христа. После этого ни символ Армянской веры, в котором православно исповедуется Боговоплощение Христа, ни утверждения отдельных отцов о наличии плоти Христа никакого значения не имеют. Армянская церковь дважды монофизитская: по собственному исповеданию ереси и по общению с монофизитскими церквями (ибо по учению Церкви – кто с еретиком общается, тот сам еретик). В АГАЦ отсутствует к.-л. официально утвержденное сжатое изложение основ вероучения. В АГАЦ используются три Символа веры: 1) краткий Символ употребляемый в чине оглашения. 2) «средний» в чине Божественной литургии АГАЦ, 3) пространный Символ, в читаемый священником в начале утреннего богослужения.  Фраза из третьего пространного Символа «едино лице, един вид, и соединен в едином естестве» вполне еретичен, а всякая ложь и ересь от дьвола, что неприемлемо особенно что касается Бога. Эта ересь приводит ко лжи о Богочеловеке Христе, к мысли о невозможности подражать Христу «ведь Он более Бог, а человечество в Нем поглащено». Т.о. унижается человечество во Христе и рвутся мотивации к христоподражанию и не дается благодать.

Одно заблуждение потянуло и другие. Так лишь в 12 в. окончательно признается иконопочитание, при священнодействии АГАЦ употребляет по иудейскому обычаю опресноки и совершают жертвоприношение животных (матах), допускают сырно-молочную пищу в субботу и воскресенье во время поста. А с 965 г. АГАЦ стала перекрещивать переходящих в нее из православия армян.

Основные разногласия с Православием:

— в АГАЦ признают тело Христово не единосущным нам, а «нетленным и бесстрастным, и эфирным, и несотворенным, и небесным, совершавшим все, что свойственно телу не на самом деле, а в воображении»;

— АГАЦ считает, что в акте Воплощения тело Христа «превратилось в Божество и сделалось единосущным ему, исчезнув в Божестве как капля меду в море, так что после этого не остаются уже во Христе два естества, но одно, целиком Божественное», исповедуют во Христе два естества до соединения, а после соединения исповедуют единое сложное, сливая оба — Божественное и человеческое, и вследствие этого называют оное единым естеством.

 

Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е. учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием. Это также ужасная ложь на богочеловека Иисуса Христа.

Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?

— Да, отличается. В настоящее время их всего три:

1) Сирояковиты, копты и малабарцы севирианской традиции. 2) Армянская Григорианская АГАЦ (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты). 3) Эфиопская (Эфиопская и Эритрейская «церкви»).

АГАЦ в прошлом отличалась от остальных монофизитов-нехалкидонцев, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в IV в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит. На богословие АГАЦ значительное влияние оказывал афтартодокетизм (еретическое учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения).

В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из АГАЦ в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.

С АГАЦ же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, они готовы обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов никакого интереса не обнаруживает. К сожалению, представители АГАЦ поставили себя вне Церкви Христовой от этого она превратилась в самоизолированную и отделенную от Вселенской Церкви однонациональную церковь, имеющую общение в вере только с монофизитскими еретичествующими церквями.

Как крещенные в АГАЦ (и др. монофизиты) сегодня принимаются в Православную Церковь?

— Через покаяние и специальный чин. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.

Справка о христианстве в Армении

В 354 году состоялся первый Собор Армянской Церкви, осудивший арианство и подтвердивший приверженность Православию. В 366 году Церковь Армении, бывшая до того в канонической зависимости от Кесарийской кафедры Византии, получила автокефалию (самостоятельность).

В 387 году Великая Армения оказалась разделеной, и вскоре ее восточная часть в 428 году была присоединена к Персии, а западная часть стала провинцией Византии. В 406 году Месроп Маштоц создал армянский алфавит, что позволило перевести на национальный язык богослужение, Священное Писание, творения Отцов Церкви.

Представители Армянской Церкви присутствовали на I и II Вселенских Соборах; также были приняты решения III. Но вот уже IV Вселенский Собор состоявшийся в 451 году в г. Халкидоне прошёл без участия армянских епископов и по этой причине им были неизвестны в точности постановления этого Собора. А между тем в Армению прибыли монофизиты и распространяя свои заблуждения. Правда, постановления Собора вскоре появились в Армянской церкви, но, по незнанию точного значения греческих богослвских терминов, армянские учителя впали сперва без умысла в ошибку. Однако, армянский собор в Довине в 527 постановил признать в Христе одну природу и, тем самым, однозначно поставил АГАЦ в число монофизитов. Православная вера была официально отвергнута и осуждена. Так Армянская церковь отпала от Православия. Однако значительная часть армян осталась в общении с Вселенской Церковью, перейдя в подчинение Константинопольского Патриархата.

В 591 году Армения вследствие нападения персов была разделена. Большая часть страны вошла в состав Византийской империи, и в городе Аване (находился к северо-востоку от Еревана, сейчас является частью города) был образован православный католикосат. Ему противостоял монофизитский католикосат, находившийся в г. Двине, на персидской территории и персы искусственно его поддерживали, чтобы не было единства с византийскими православными армянами, впрочем, на персидской территории, также было немало православных армян. Во время византийско-персидской войны 602-609 гг. православный католикосат был упразднен захватчиками-персами. Монофизитский католикос Авраам инициировал гонения на православных, заставляя всех клириков либо предать анафеме Халкидонский собор, либо покинуть страну.

Репрессии не искоренили православную веру среди армян. В 630 году состоялся Каринский Собор, на котором Армянская Церковь официально вернулась в Православие. После арабских завоеваний в 726 г. АГАЦ снова отпала от Вселенской Церкви в монофизитство. Православные армяне снова стали переселяться на территорию Византии, под омофор Константинопольского патриарха. Те же, которые остались в пограничных с Грузией районах Армении, оказались в юрисдикции Грузинской Церкви. В IX в. православными были население и князья области Тарон и большинство населения областей Тао и Кларджети.

Усилиями святителя Фотия Константинопольского, а также Харранского епископа Феодора Абу Курры при князе Ашоте I в 862 году на Ширакаванском Соборе Церковь Армении снова вернулась в Православие, однако спустя тридцать лет по решению нового католикоса Ованнеса V опять уклонилась к монофизитству.

В XI веке в Армении увеличивается число кафедр, состоящих в общении с Константинополем, в этот период Православие стало преобладать среди армян. После вторжения турок-сельджуков во второй половине XI века православные армяне оказались в юрисдикции Грузинского патриарха, и через полтора века их епископы уже именуются и воспринимаются как «грузинские».

Последняя попытка возвратить Армянскую Церковь к Православию была предпринята в 1178 году. Ее иерархи на созванном императором Мануилом Комниным Соборе признают православное исповедание веры. Смерть императора Мануила помешала воссоединению. В 1198 г. союз между крестоносцами и армянским царём Киликии привёл к заключению унии между еретической Римско-католической и армянской церквами. Эта уния, которая не была принята армянами вне Киликии, закончилась расколом армянской церкви, в результате чего в 1198 возникла Армянская католическая церковь. На сегодняшний день основная часть армян проживающих в Армении принадлежит к АГАЦ.

Святитель Игнатий Брянчанинов, который был на Кавказской кафедре, прекрасно знал положение дел в Армянской церкви и мнения многих армян, тяготевших к православной вере. Он с великим сожалением и скорбью говорил, что АГАЦ очень близка православной вере во многом, но не хочет отказаться от разделяющей нас ереси монофизитства. Причина этому одна – гордость, которая от многих веков неправильного исповедания и от однонациональности Армянской церкви (что привнесло чувство национальной исключительности и противоречит Евангелию) лишь окрепла, выросла и возрастила гордыню Армянского вероисповедания. О ложности гордого пути национальной исключительности говорит Бог в Писании: «Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, cкифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.» (Кол. 3:11). Как известно, Бог гордым противится и не дает им Своей спасительной благодати (1 Петр. 5:5) От сего мы и не видим в АГАЦ таких святых как Серафим Саровский, Матрона Московская и многих др. великих святых, которых рождает Православная Церковь.

Свтитель Иоанн Златоуст, признаваемый всеми святой говорит: «производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ересигрех раскола не смывается даже мученической кровью». Посему мы со скорбью и болью ждем наших братьев армян из греха ереси и раскола, опасаясь вечной гибели тех душ которые не внимательно относящихся к личности и учению Христову Единстве Веры (см. Еф.4:5).

«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных». (Рим. 16:17)

Итак, АГАЦ относится к сообществам, не слишком далеко от нас отстоящим, но и не в полном единстве пребывающим. В силу определенных исторических обстоятельств, но, впрочем, и не без некоторого греха человеческого, после IV Вселенского Собора 451 года она оказалась в числе тех сообществ, которые называются монофизитскими, не принявшими истины церковной о том, что в единой ипостаси, в едином лице воплотившегося Сына Божия соединяются две природы: Божественная и истинная природа человеческая, неслитно и нераздельно. Так получилось, что АГАЦ некогда бывшая часть единой Вселенской Церкви, не приняла этого учения, но разделила учение монофизитов, признающих только одну природу воплотившегося Бога-Слова — Божественную. И хотя можно говорить о том, что сейчас острота тех споров V-VI столетия во многом отошла в прошлое и что современное богословие АГАЦ далеко от крайностей монофизитства, но, тем не менее, полного единства в вере между нами пока нет.

Например, святые отцы Четвертого Вселенского собора, Халкидонского, осудившего ересь монофизитства, для нас являются святыми отцами и учителями Церкви, а для представителей АГАЦ и других «древневосточных церквей» – лицами либо анафематствованными (чаще всего), либо по крайней мере вероучительным авторитетом не пользующимися. Для нас Диоскор – анафематствованный еретик, а для них – «иже во святых отец». Хотя бы уже из этого понятно, каким традициям преемствует семья поместных Православных церквей, а каким – те, которые называются древневосточными. Между самими древневосточными церквями есть довольно приметные разности, и мера монофизитского влияния весьма различна: скажем, оно приметно сильнее в коптских церквях (при всем уважении к египетскому монашеству у коптов нельзя не видеть, особенно у коптских современных богословов, совершенно отчетливого монофизитского влияния), и почти неприметны ее следы в АГАЦ. Но историческим, каноническим и вероучительным фактом остается то, что на протяжении полутора тысяч лет между нами отсутствует евхаристическое общение. И если мы верим в Церковь как в Столп и утверждение истины, если мы верим, что обетование Христа Спасителя о том, что Ее не одолеют врата ада, имеет не релятивное, а абсолютное значение, тогда нужно делать вывод, что либо одна Церковь истинная, а другая не вполне, либо наоборот, – и задуматься о последствиях этого вывода. Единственное, чего никак нельзя делать, – это сидеть на двух стульях и говорить, что учения нетождественны, но на самом деле совпадают, и что полуторатысячелетние разделения проистекают исключительно из косности, политических амбиций и нежелания объединиться.

Из этого следует, что причащаться по очереди то в АГАЦ, то в Православной Церкви все же нельзя, и следует определиться, а для этого изучить вероучительные позиции АГАЦ и Православной Церкви.

Конечно же, в кратком ответе невозможно сформулировать богословское вероучение АГАЦ, и вряд ли Вы могли бы этого ожидать.

 

 (По матер. прот. Олега Давыденкова и Правосл. Энцикл.)

Крестовая пустынь – мужской монастырь, п. Солохаул, г. Сочи

Редактура: иеромонах Димитрий 8-952-832-87-73 //krestovayapustin.cerkov.ru

 

 

 

 

В чем разница между Православием и Армянской «церковью» и есть ли в ней спасение?: 15 комментариев

  1. Вардан Нагапетян

    Армения не присутствовала в IV Вселенском Соборе в 451г. Из за того что была война. А всё что вы написали это от сатаны. Иисус Христос ОН и есть БОГ. А вы православные и католики хотите принимайте как человека а уж потом Богом это ваше право. Но не нужно говорить что армянская церковь не правильная и т.д. Лучше видеть свои ошибки и как сказано соломинку в глазе брата твоего ты видишь, но бревна в своем глазу ты не видишь…
    Так что (христянин) думай прежде чем написать.
    Да простит тебя Бог мой Иисус Христос он же отец и святой дух.
    P.S. Если бы армянская церковь была бы не права то думаю что в те времена могли бы заставить выбрать другой путь другое направление.

    1. о.Димитрий

      Оставлю здесь ваши глубоко ошибочные о вере речи, чтобы ссылаться на них как на показатель григорианских заблуждений, ровно как и того, что вы на самом деле думаете об Истинной Христовой Православной Вере. Не буду здесь пытаться ответить по каждой вашей нападке, если желаете приезжайте и мы обсудим вопросы веры, запишем все на видео или аудио и дадим людям прослушать и решить кто в Истине, а кто исказил веру. Думаю, вы не приедете, как не приехал ни один приглашенный защитник григорианства, поскольку кроме эмоций вам предоставить нечего не искаженная вера в чистоте и святости хранитсся в лоне Православной Церкви, о чем и говорил преподобный Серафим Саровский. А если бы вы вчитались в статью, то нашли бы и сами сколько ересей и искажений веры Апостольской несет в себе нынешний еретичествующий Эчмиадзин. Слава Богу, у нас очень много достойнейших ПРАВОСЛАВНЫХ сынов и дочерей армянского народа, изначальной веры хранившейся в Армении с 1 по 6 века!
      Господь да просветит вас и да приведет к покаянию и познанию Истины.

        1. о.Димитрий

          Истина заключается в неискаженном учении Христа, другими словами в Нём Самом.

      1. Вардан

        Начнём с того что какой то не образованный рассказывает тупость
        Во первых армянская церковь не называется григорианской. Даже только это уже хватит что бы сказать что тот кто представляет нюансы Армянской церкви тупой.

        1. о. Лев Автор записи

          Являясь администратором данной группы, я отвечу на Ваш комментарий от своего имени. Я послушник в Православном монастыре «Крестовая Пустынь», и моя национальность — армянин. Я счастлив, потому как по милости Божьей, Я крещен во имя Отца и Сына и Святага духа. Я счастлив, потому что служу истинному Богу, Единосущному в Троице, Иисусу Христу! И так же вместе со мной счастливы братья во Христе, различных национальностей, несущие послушание перед Богом! И не менее счастливы люди различных вероисповеданий, еженедельно присоединяющихся к Православию в нашей обители, и ежедневно по всей России. Мои родители присоединились к Православию. и за все свои 59 лет земной жизни, они не испытывали такой Благодати Божией, которой они преисполнены после присоединения к Православной вере. А об их изменении жизни в лучшую сторону, я вовсе молчу…По поводу образования я скажу так, у меня 2 образования, научные публикации и труды, но это все ничто, по сравнению с тем, что дает мне Бог. И я без сомнения заявляю, что такое образование, которое я получаю в монастыре, я бы не нашел не в каком университете, не в какой академии и т.д. И, если вы так твердо придерживаетесь догматам Армянской церкви, то зачем вы посещаете интернет страницы Православных монастырей и пытаетесь вставить свое слово? Лично я вот, если уж Православный, то я все свое время лучше займу изучением своей веры, для более твердого утверждения в ней, и мне совершенно не интересно, что там у мусульман, буддистов, католиков, и тем более, что там за статьи выкладывают на сайтах монастырей Армянской церкви. И вот когда мы встанем перед Богом на страшный суд, вот там и будет видно, кто необразованный, кто тупой, кто заблуждался и т.д..и Вы уже не сможете умничать, сидя за компьютером. А по поводу Ваших остальных комментариев, написанных на армянском языке, то опубликовывать их я не собираюсь. Я живу в могучей Православной Державе — России, и наш Государственный язык-русский. Вам же хочу пожелать придти к покаянию и принять Православие. Всего доброго.

  2. Георий

    Добрый день о.Димитрий, меня зовут Карен в Православии Георгий. очень понравилось Ваше высказывание, все по доброму и без эмоций. очень надеюсь что в ближайшем будущем получится посетить ваш монастырь.
    Храни Вас Бог!

    1. о.Димитрий

      Благодарим за понимание, ощущать единомыслие очень радостно и утешительно.
      Приезжайте и желаем всем любящим Христа покрова Царицы Небесной +

      1. Георгий

        Добрый день о. Димитрий, мы с женой хотим приехать в ваш монастырь в субботу и очень хотели бы пообщаться с Вами лично, это возможно?

  3. тихон

    Сердечно рад благодатному слову из просвещённого Вашего сердца.
    Не напрасен ваш труд.

  4. gagik

    В ваших словах больше политики, чем правды. Критикуя нас, вы не учитываете тот факт, что Армения будучи маленькой страной, окруженной мусульманскими странами, которые не раз заваевовали её, сумела отстоять и сохранить истенную веру.

    1. о. Лев Автор записи

      Добрый вечер, Гагик! Мы не занимаемся политикой, а стараемся принести покаяние и служить по силам Христу. В удостоверении этого, у нас есть и братия и прихожане, которые по национальности Армяне. У Христа нет ни Элина, ни язычника, ни иудея, но все братия во Христе! В вере мы для себя разобрались, дай Бог и Вам разобраться для себя. Помощи Божьей.

  5. Ангелина

    Божией милости! Я православная армянка, и меня очень тяготит то, что будучи едины в вере- все веруем во единого Бога Отца Вседержителя И Сына Иисуса Христа и Святаго Духа, у нас разные церкви. и простым мирянам конечно не имеют принципиального значения такие тонкости как монофизиство и т.п. Ведь основа одинаковая- Закон Божий для всех, соблюдать заповеди, совершать благодетель, молиться и укрепляться душевно. И при всем этом церкви не могут объединиться- печально. Ведь Господь призывал к милости и объединению, и говорил о важности веры и любви. А на деле люди подобно книжникам и фарисеям стали копаться в словах. Самое печальное, в этой истории, что неможешь поминать родственников и близких в церковном служении, очень жаль. Но слышала в телепередаче, что сейчас богословы вновь занялись этим вопросом, пересмотра концепций церквей и возможность объединения. Да будет Божья милость

    1. о. Лев Автор записи

      Христос Воскресе! Ангелина. Те вопросы, которые Вас волнуют, для нас тоже существенны. Разделяли Церковь и Хитон Господень не мы с Вами(обычные верующие люди), а те, которые стояли во главе Церкви тогда, во время раскола. Происходило это по разным причинам, не будем ворошить историю, кто хочет может посмотреть соответствующую литературу. Церковь очищалась, сталкиваясь с вызовами того времени, а именно-ересями и расколами. Конечно, сейчас эти проблемы нужно устранять, здраво, мудро, уважая друг друга. Но, к сожалению, в нынешнее время единение происходит на почве экуменизма, который подготавливает фундамент для прихода мирового правителя- антихриста. Вот об этом нельзя забывать и нужно быть очень аккуратным в суждениях о вере. Святые отцы разобрали проблемы Церкви и оставили нам великое наследство: каноны Церкви, правила, предание, то, на чем мы основываемся и не имеем права преступать. Сейчас очень много армян приходят к Православию, особенно те, которые родились здесь, и считают Россию уже своей Родиной. С ними нет никаких проблем, так как в Православии нет ни эллина, ни иудея ни язычника, а все мы братья и сестры во Христе. Много людей переходят в Православие от католичества и других конфессий. Верим, что человек, ищущий Христа, найдет Его в Православии. Спаси и сохрани Вас Господь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *