Древнейшие свидетельства христианских авторов о канонических Евангелиях

Автор: Иеродиакон Николай (Летуновский)

Небо и земля прейдут, но слова
Мои не прейдут.
(Мк. 13:31)
Древнейшие свидетельства христианских авторов о канонических Евангелиях

В день Святой Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Дух Святой, родилась Христианская Церковь. Ее главными книгами стали Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, которые вошли в канон новозаветных книг. Все четыре Евангелия согласно повествуют о жизни и учении Христа, о Его чудесах, крестных страданиях, смерти и погребении, Его славном воскресении из мертвых и вознесении на небо. Взаимно дополняя и разъясняя друг друга, они представляют собой единую целую книгу, не имеющую никаких противоречий и несогласий в самом главном и основном.

Вначале устное изложение описания жизни и деяний Спасителя удовлетворяло потребностям ранней Церкви, но по мере того как проходило время, число очевидцев становилось все меньше. Возникла необходимость в достоверном изложении событий в письменном виде, т. о. и появились Евангелия, которые мы имеем. Каждое из них было написано в конкретных исторических условиях и для их понимания важно знать почему, зачем и когда евангелисты письменно зафиксировали устную проповедь о Иисусе Христе.

В дошедших до нас немногочисленных произведениях писателей первых веков христианства мы находим очень ценные свидетельства о некоторых книгах Священного Писания. Эти драгоценные сведения не только открывают нам имена авторов Евангелий, но и говорят о времени и поводах написания этих Богодухновенных книг.

Папий Иерапольский

Древнейшая ссылка на Евангелия принадлежит перу ученика Иоанна Богослова — Папию (ок. 60 — ок. 135). О нем сохранилось мало сведений. Он был епископом малоазиатского г. Иераполя и лично знал представителей первого христианского поколения. В период, когда создание новозаветной письменности уже завершалось, Папий собирал свидетельства живого устного предания о Христе и написал большой труд в пяти книгах, озаглавленный «Истолкования речений Господних». Именно ему принадлежат наиболее ранние свидетельства о Евангелиях от Матфея и Марка. Относительно Евангелия от Матфея он сообщает: «Матфей записал изречения на еврейском наречии, и переводил их кто как мог1«2. Принято считать, что слова «на еврейском наречии» означают один из семитских языков, еврейский или арамейский. А вот по поводу «изречений» существует несколько мнений. Некоторые полагают, что под ними надо понимать собрание ветхозаветных пророчеств о Христе, другие считают, что здесь идет речь о недошедшем до нас варианте Евангелия, которое позже было отредактировано и значительно расширено. Но большинство ученых склоняется к другой версии. «По их мнению, Папий назвал логиями некое собрание речений Господа, которое позже, наряду с текстом Марка, было использовано Матфеем (и Лукой) при составлении Евангелия»3. Однако, может быть, слово «наречие» означает здесь не «язык», а «стиль»; при таком понимании это может означать, что Мф. было «написано по-гречески, но в стиле, характерном для еврейской литературы»4; действительно, у Матфея немало «иудейских» стилистических особенностей.

О Мк. Папий пишет так: «Пресвитер говорил так: «Марк, став переводчиком Петр… аккуратно записал все, что делал или говорил Господь, как запомнил [из проповедей Петра], но не по порядку… ибо сам не слышал Христа и не ходил с Ним. Позднее он сопровождал Петра, который говорил, сообразуясь с обстоятельствами…, а не излагая слова Господа по порядку…). Поэтому Марк нисколько не погрешил в том, что записал все, как запомнил. Он заботился только об одном: как бы не пропустить или не исказить ничего из того, что он слышал»5«6. Из этого можно заключить, что сам Марк не слышал Господа, записывал без какого-либо порядка, а оттого его Евангелие и не полно.

Климент Римский

Климент, епископ Римский (ок. 150 — ок. 215) был грекоязычным писателем, принадлежащим к Мужам Апостольским. О его жизни почти ничего неизвестно. Он был епископом Рима в 90-е гг. Некоторые историки предполагают, что по происхождению Климент был евреем. От него до нас дошло следующее свидетельство: «Свет веры настолько озарил разум слушателей Петра, что они не сочли достаточным услышать только устную проповедь и познакомиться с ней однажды по слуху. Они всячески уговаривали и убеждали Марка, чье Евангелие мы имеем — а был он спутником Петра, — чтобы он оставил для них запись учения, переданного им устно; они не оставляли его в покое, пока не принудили его; они — причина написания того Евангелия, которое называется «Евангелием от Марка». Как рассказывают, апостол, узнав по откровению Духа то, что свершилось, возрадовался людскому рвению и разрешил читать это Евангелие в Церквах»7.

Ириней Лионский

Ириней Лионский (ок. 130 — ок. 200), западный отец Церкви, отстаивавший православие перед лицом гностической теософии, принадлежал к поколению, непосредственно следовавшему за Мужами Апостольскими. Родиной Иринея была, вероятно, Малая Азия; во всяком случае, он тесно связан с малоазийской традицией. В одном из своих сочинений («Пять книг против ересей») он приводит следующие свидетельства о Евангелиях: «Об устроении нашего спасения мы узнали не через кого другого, а через тех, через которых дошло к нам Евангелие, которое они проповедовали устно, потом же, по воле Божией, передали нам в Писаниях. Так, Матфей издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия в то время как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь. После их отшествия, Марк, ученик и истолкователь Петра, передал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Ефесе Азийском8«9. Таково свидетельство свт. Иринея.

Ориген

Ориген (ок. 185 — ок. 254), египетский грекоязычный учитель Церкви, основатель христианской философии и библейской текстуальной критики, апологет и комментатор Писания, согласно Евсевию, написал около 2000, а согласно свт. Епифанию — около 6000 книг. Основные его труды посвящены изучению и толкованию Библии. В первой книге «Толкования на Евангелие от Матфея» мы находим: «Вот что из предания узнал я о четырех Евангелиях, единственных бесспорных для всей Церкви Божией, находящейся под небом: первое написано Матфеем, бывшим мытарем, а потом апостолом Христовым, предназначено для христиан из евреев и написано по-еврейски; второе, от Марка, написано по наставлениям Петра, назвавшего Марка в Соборном Послании сыном: «Приветствует вас избранная Церковь в Вавилоне и Марк, сын мой». Третье Евангелие — от Луки, которое одобряет Павел, написано для христиан из язычников. Последнее Евангелие — от Иоанна»10.

Евсевий Кесарийский

Епископа Евсевия Кесарийского (ок. 265 — ок. 340), греческого писателя, первого историка Церкви, сочинения которого сохранились до нашего времени, справедливо называют «отцом церковной историографии», поскольку в отличие от своих предшественников он пытался придать своему труду характер полноты и систематичности. Огромную ценность представляет его «Церковная история» ввиду того, что в ней он привел выдержки из многих утраченных текстов. Только из сочинений Евсевия мы знаем о книгах Папия Иерапольского, Егезиппа и др. раннехристианских писателей, проливающих свет на происхождение Евангелий. Сообщает он и о многих преданиях, касающихся апостольского времени и общин I-II вв. В своей «Церковной истории» он пишет: «Пантен, один из таких, дошел до индийцев и, говорят, нашел у местных жителей, познавших Христа, принесенное к ним еще до его прибытия Евангелие от Матфея. Христа проповедовал им Варфоломей, один из апостолов; он оставил им Евангелие от Матфея, написанное еврейскими буквами; оно сохраняется и доныне»11. И еще: «Матфей первоначально проповедовал евреям; собравшись же и к другим народам, вручил им свое Евангелие, написанное на родном языке. Отзываемый от них, он оставил им взамен себя свое Писание. Уже и Марк, и Лука дали людям свои Евангелия, а Иоанн, говорят, все время проповедовал устно и только под конец взялся за писание вот по какой причине. Когда первые три Евангелия разошлись повсюду и дошли до него, он, говорят, счел долгом засвидетельствовать их правдивость, но заметил, что в них недостает рассказа о первых деяниях Христовых, совершенных в самом начале Его проповеди. И это верно. Трое евангелистов знали, по-видимому, только то, что совершил Спаситель в течение года после заключения Иоанна Крестителя в темницу. Об этом они написали и с этого начали свое повествование… Иоанна, говорят, стали поэтому упрашивать поведать в своем Евангелии о том времени, о котором молчат первые евангелисты, и о делах, совершенных Спасителем тогда, а именно — до заключения Крестителя Он и сам говорит об этом. «Так положил Иисус начало чудесам», и, рассказывая о делах Иисуса, вспоминает, что Креститель тогда еще крестил в Еноне, близ Салима, это ясно из его слов: «Иоанн еще не был брошен в темницу». Иоанн в своем Евангелии повествует только о том, что свершил Христос до того, как Иоанн был брошен в темницу; остальные же три евангелиста — о том, что было после заключения Крестителя. Вот почему человеку, который это учтет, не придет в голову, что они разногласят между собой; Евангелие от Иоанна охватывает первоначальную деятельность Христа, остальные дают историю последних Его лет»12.

Канон Муратори

Необходимо упомянуть еще об одном важном документе — каноне Муратори. Он включает 85 строк, написанных на варварской латыни с орфографическими ошибками. Названный по имени своего открывателя, видного итальянского историка и богослова Людовика Антонио Муратори, он был опубликован в 1740 г. Это — образец небрежности, с какой переписчики средних веков копировали рукописи. Датируют его второй половиной II века. Составитель канона, перечисляя книги, признаваемые Церковью в качестве авторитетных, снабжает их исторической информацией и богословскими рассуждениями13.

Хотя начало списка повреждено, можно с большой вероятностью полагать, что вначале было названо Евангелие от Матфея, а первую из сохранившихся строк занимает Евангелие от Марка, потом автор говорит о Евангелии от Луки и, наконец, от Иоанна. В списке есть свидетельство о том, что собрание Евангелий завершалось Евангелием от Иоанна, которое заключало все собрание. «Более того, оно имело особое значение, так как в нем синтезировано учение Двенадцати, тогда как другие Евангелия (если судить по тому, что сказано о Луке) свидетельствуют о разности преданий»14.

Из всех этих текстов совершенно ясно, что начиная уже с конца II века после Р. X. Церковь признавала те же четыре Евангелия, которыми мы пользуемся теперь. Правда, в обращении имелись также многие другие евангелия, например, евангелия Евреев, Египтян, Петра, Варфоломея, Фомы, Матфея, а также евангелие 12 апостолов, которыми пользовались не только еретики, но иногда и ортодоксальные учители Церкви, однако за самыми благонадежными основами христианской веры считались, как тогда, так и впоследствии, вышеупомянутые четыре Евангелия: от Матфея, которое первоначально было написано на еврейском наречии для христиан из иудеев в то время, когда Петр и Павел благовествовали в Риме и устрояли там Церковь; от Марка, написанное со слов ап. Петра, который и одобрил чтение оного в Церквях. Поскольку сам Марк Господа не видел, но писал только то, что слышал от апостола, то его Евангелие не подразумевает какого-либо порядка; от Луки, написанное со слов ап. Павла, и от Иоанна, которое было написано любимым учеником Спасителя хронологически самым последним и задумано как завершение Евангелий синоптиков.

Иеродиакон Николай (Летуновский)

1. Eusebius, Hist. eccl. III, 39, 16.
2. Цит. по: Мецгер Б.М. Канон Нового Завета: происхождение, развитие, значение. — М.: ББИ св. ап. Андрея, 1998. — 332 с. С. 54.
3. Кузнецова В.Н. Евангелие от Матфея: Комментарий. — М.: Общедоступный Православный Университет, основанный прот. Александром Менем, 2002. — 568 с. С. 15.
4. Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. С. 55.
5. Eusebius, Hist. eccl. III, 39, 15.
6. Цит. по: Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. С. 55.
7. Eusebius, Hist. eccl. II, 5, 1-2.
8. Irenaeus, Adv. haer. III, 1, 1.
9. Цит. по: Гладков Б.И. Толкование Евангелия / Репр. 1907 г. — М.: Столица, 1991. — 720 с. С. 13.
10. Eusebius, Hist. eccl. VI, 25, 4-6.
11. Eusebius, Hist. eccl. V, 10, 3.
12. Eusebius, Hist. eccl. III, 24, 6-8, 11-13.
13. См: Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. С. 188-193.
14. Там же. С. 193.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *