Данный монастырский Устав, как руководство для монашеской жизни, должен с молитвой и усердием, по мере сил, выполняться ради спасения и духовного возрастания.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
Глава 1. Устройство монастыря
Глава 2. Должностные лица монастыря
Глава 3. Условия принятия в монастырь
Глава 4. Поведение новоначальных иноков и монашествующих
Глава 5. О духовном руководстве
Глава 6. О богослужении церковном
Глава 7. О братской трапезе
Глава 8. О колокольном звоне
Глава 9. О келейном пребывании
Глава 10. О внешних посетителях и взаимном посещении келий
Глава 11. Условия отлучек из монастыря
Глава 12. Духовный Собор
Глава 13. Епитимий
Глава 14. Условия удаления из монастыря
Заключение
ВСТУПЛЕНИЕ
Православный монастырь — это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни. Основой монашеского духа служат слова Самого Господа Иисуса Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» (Мф. 19, 21).
Св. Василий Великий в одной из своих бесед дает обстоятельную характеристику монашеского жития. «Монаху, — говорит он, — должно, прежде всего, стяжать жизнь нестяжательную, телесное уединение, благоприличную жизнь, иметь голос умеренный и слово скромное, пищу и питие не причиняющую мятежа, есть в безмолвии, перед старшими молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет; удаляться людей негодных, плотских и суетных, больше думать, а меньше говорить, не быть дерзким в словах, не допускать излишеств в разговоре, избегать смеха, украшаться стыдливостью, взор потуплять долу, а душу возносить горе, на прекословия не отвечать прекословием, быть благопокорным; трудиться своими руками, всегда помнить о смерти, с надеждой радоваться, скорби терпеть, непрестанно молиться, за все благодарить, перед всеми быть смиренным, ненавидеть высокомерие, быть трезвенным и сохранять сердце от лукавых помыслов…, заботиться о страждущих, плакать с ними, вразумлять бесчинных, утешать малодушных, служить недужным…, заботиться о братолюбии».
Монах белее полно и совершенно должен стремиться в своей жизни воплотить одну из главнейших заповедей Христовых — заповедь о любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим; …и возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22. 37-39).
Любовь к Богу инок творит через непрестанные молитвы, беседуя с Ним, исповедуя Ему свои немощи, грехи, и прославляя Его благость и милосердие ко всем. Любовь к ближним монах совершает в терпении их недостатков, в постоянной молитве в них, в различной помощи и милости к ним.
Пока монахами были лишь одиночки, так называемые анахореты, они спасались по правилам, данным им отцами и их наставниками, но с появлением монастырей и многочисленного братства потребовался Устав, который мог бы регулировать монашескую жизнь в них и способствовать к лучшему освоению монашеского духа.
Преподобный Пахомий Великий, подвижник IV века, такой общежительный Устав получил от Святого Ангела, и он лег в основу всех остальных монашеских Уставов: преподобного Антония Великого, святителя Василия Великого, преподобного Саввы Освященного и преподобного Феодора Студита (его Устав был принят впоследствии преподобным Феодосием для Киево-Печерского монастыря и стал потом образцом для всех других русских обителей).
ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО МОНАСТЫРЯ
Покровский мужской монастырь Южно-Сахалинской и Курильской епархии является общежительным монастырем. Он полностью подчинен правящему
архиерею, который является Священно-архимандритом монастыря.- Имена Святейшего Патриарха и правящего архиерея с их титулами ежедневно возносятся за всеми монастырскими богослужениями.
- Правящий архиерей назначает Наместника монастыря, кандидатуру которого утверждает Святейший Патриарх и Священный Синод.
- Правящий архиерей по представлению Наместника монастыря:
а) назначает основных должностных лиц монастыря — помощника Наместника,
духовника, казначея, благочинного, эконома, ризничего и некоторых других;
б) преподает благословение на посвящение в сан иеродиакона и иеромонаха
достойных лиц из братии, а также благословение на пострижение в монашество
готовых к сему послушников;
в) удостаивает соответствующих церковных наград наиболее благонравных
лиц из числа монашествующих;
г) зачисляет в число братии тех, кого представляет Наместник; отчисляет лиц,
которые грубо нарушают монастырскую дисциплину и злонамеренно выходят из
послушания начальствующим лицам, не желая внимать гласу вразумления.
- Правящий архиерей осуществляет общее наблюдение за монастырем. С его
благословения Наместник ведет всю монастырскую жизнь, в том числе и
хозяйственную. - В помощь Наместнику должен быть образован Духовный Собор.
- Настоящий Устав монастыря предусматривает увязывание уклада духовной
жизни не только с достижением своих собственных целей — святости и
совершенства иноков, но и принесение ими пользы окружающим людям в миру, т. е.
духовно-просветительской деятельности, благотворительности и милосердия.
ГЛАВА 2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ
НАМЕСТНИК
- Наместник несет послушания в монастыре и ведет все монастырское дело
согласно благословения своего Настоятеля, в связи с чем должен хорошо знать все
нужды обители, дабы иметь постоянное попечение о всем. - На обязанности Наместника лежит всемерное поддержание в монастыре высокой духовной дисциплины и доброго порядка; забота о духовном делании и совершенствовании иноков; наблюдение за благолепием и уставностью богослужения в монастырских храмах; попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и других монастырских постройках.
- Наместник в качестве лица официального и ответственного за свою обитель перед Настоятелем — архиереем, принимает разных посетителей: богомольцев, иностранных и отечественных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений, руководствуясь добрыми намерениями и благорассуждением Церкви, что будет служить ко благу и пользе его монастыря.
- Основной заботой Наместника является попечение о духовном состоянии своей братии, ее прилежании к молитве, к богослужению монастыря, ее усердие в послушании и, особенно, в стремлении к чистоте и святости жизни. Наместник постоянно держит связь с духовниками монастыря и следит, как часто братия приступает к Таинству Святой Исповеди и причащению Святых Даров Тела и Крови Христовых.
- Наместник, если позволяет здоровье, возглавляет все воскресные и праздничные монастырские богослужения, произнося за ними поучения или поручая их другим, способным к сему лицам, имеющим священный сан.
- Наместник, воспитывая волю иноков, насаждая в них смирение, проверяет исполнение послушаний, возложенных на каждого из членов обители, и в случае необходимости по отечески делает замечания, а то и строгие выговоры, вплоть до епитимии, в целях вразумления и исправления согрешающего брата, добиваясь благоразумным образом от него признания и покаяния в соделанных ошибках.
- В случае отлучки, болезни или смерти Наместника во временное отправление его обязанностей вступает Духовный Собор монастыря, во главе с отцом Помощником Наместника.
ПОМОЩНИК НАМЕСТНИКА
- Обязанностью помощника Наместника является оказание всесторонней помощи Наместнику монастыря в ведении монастырских дел, а в отсутствие Наместника, исполнение его обязанностей согласно благословения.
- Помощник Наместника выполняет распоряжения Наместника по обеспечению уставной жизни монастыря и наблюдает за правильностью исполнения должностными лицами своих обязанностей.
- Ему подчинены все должностные лица монастыря. О серьезных нарушениях ими своих обязанностей он докладывает Наместнику.
- Помощник Наместника имеет право держать связь в вопросах, связанных с деятельностью монастыря с государственными ведомствами, согласно благословения Наместника.
ДУХОВНИК
1.Основной обязанностью духовника является пастырское попечение о братии монастыря, ее духовном состоянии. Совершая для них Таинство Покаяния, он духовно руководит жизнью их, поставляя их на путь спасения души. Духовник, опекая братию, в случае их болезненного состояния или перегрузки, может ходатайствовать перед Наместником о перемене или облегчении послушаний для отдельных иноков.
- Духовник следит, чтобы все насельники монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн. Для иноков весьма полезны будут также беседы духовника в частном виде, которые помогут им глубже уяснить свои монашеские дела.
- Духовник посещает свою братию, знакомится с жильем иноков, а в случае болезни кого-либо утешает и оберегает такого. В поле зрения духовника – каждый брат монастыря, задействованный на послушаниях, упражняющий себя в чтении духовных книг, в труде и молитве, избегающий праздности, как матери всех пороков. Духовник должен с большим вниманием отнестись к послушаниям братии монастыря, наблюдая и выясняя их духовное отношение к ним.
- Если духовник почему-либо не будет успевать окормлять всех своих духовных чад, ему может быть назначен помощник. В случае уклонения иноков от послушаний или небрежного отношения к ним, Духовник берет во внимание это поведение и вразумляет его в удобное для него время.
- Духовник следит, чтобы каждый из братии монастыря проходил Таинство Исповеди не реже одного раза в неделю, и если кто-то из братии уклоняется от этого, сообщает об этом Наместнику.
- Духовник является ближайшим наставником новоначальных иноков.
- Братский духовник наблюдает за исповедью богомольцев монастыря, руководит их духовниками.
- Духовник способствует своим чадам в усвоении ими Устава монастыря, располагает их к покорности и учит смирению перед старшей братией и особо перед Наместником, укрепляя их авторитет в монастыре. В исповеди он не столько принимает жалобы кающегося инока на братию и Наместника, сколько стремится наставить его в терпении и несении своего креста жизни.
Круг вопросов и ответов у духовника с братией чисто духовный и он не должен касаться внешней и управительной стороны монастыря, принадлежащей Наместнику.
КАЗНАЧЕЙ
- На обязанности казначея лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходом монастырской казны и ведение приходно-расходных книг, с соблюдением правил отчетности. Эти книги ежегодно представляются Наместником вышестоящим духовным властям для ознакомления.
- Казначей также следит за состоянием и движением всех иных видов материальных ценностей монастыря.
- Казначей ведет архив важнейших монастырских документов как хозяйственных, так и финансовых.
- Казначей следит за состоянием и хранением описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в монастырь.
- Казначей с благословения помощника Наместника выдает авансовые деньги эконому и другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчета.
- В последних числах месяца или в случае возникшей необходимости, казначей в присутствии помощника Наместника или благочинного и бухгалтера вскрывает церковные кружки, считают деньги и общую сумму заносит в кассовую книгу.
- Ключи от монастырских кружек хранятся в казначействе. Казначею подотчетны свечник, лавочник, продавец просфор, библиотекарь и бухгалтер.
БЛАГОЧИННЫЙ
1.На обязанности благочинного лежит надзор за братией монастыря, за дисциплиной и отношением ее к своим послушаниям, как в храме, так и по монастырю.
- Благочинный следит, чтобы в храме во время богослужения соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Для сего ставит иноков, обеспечивающих дисциплину в храме.
- В случае нарушений дисциплины кем-либо из братии отец благочинный делает наставление, вразумляя его братским словом.
- Благочинный имеет право на вход в келии братии, чтобы знать их бытовые нужды, а также следить за порядком и чистотой в них.
- В целях сохранения монастырской дисциплины благочинный должен заботиться о том, чтобы в келиях обители не находились посторонние лица – даже близкие родственники, свидание с которыми можно допустить только в специально отведенной для сей цели приемной комнате, и то с разрешения благочинного.
- Монастырских гостей благочинный размещает в гостиных комнатах и заботится о них. Благочинный также опекает прихожан монастыря. Чрез чредных священнослужителей удовлетворяет их духовные нужды.
- Благочинный благословляет прибывших в монастырь лиц на питание в братской и общей трапезе.
- В подчинении благочинного находятся привратники, дворники, церковные сторожа, продавцы свечей и просфор, звонари.
- Благочинный может иметь помощника (с благословения Наместника), который в его отсутствие выполняет те же функции.
- На обязанности благочинного лежит постоянный контроль за исправным прочитыванием на Литургии, молебнах и панихидах синодиков и поданных мирянами записок и поминальников.
- О серьезных нарушениях дисциплины среди братии докладывает Наместнику.
РИЗНИЧИЙ
- На обязанности ризничего лежит заведование церковной утварью, облачениями всем храмовым имуществом, а также их бережное хранение и использование по прямому назначению.
- Ризничий ведет опись всего церковного имущества и всех ризничных вещей, особенно вновь поступивших, с установлением инвентарного номера, указанием источника поступления, века, цены. По возможности, в опись заносят историю особенно ценных реликвий храма, икон, мощей. Ценности ризницы следует хранить в безопасном месте. Без благословения высшего монастырского начальства ОПИСИ НИКОМУ НЕ ВЫДАВАТЬ. Периодически представлять их для знакомства Наместнику монастыря, помощнику Наместника или казначею.
- Ключи от ризницы ризничий должен хранить у себя.
- Ризничий выдает облачение для священнослужения и следит за тем, чтобы вещи, требующие починки или стирки, своевременно исправлялись и стирались, а церковная утварь регулярно чистилась и протирались.
- Согласно обычаю, ризничий переоблачает престол, вносит святой Антиминс, а также сосуды в Алтарь в облачении (епитрахиль, поручи).
- Пришедшее в негодность облачение, покровцы, покрывала, полотенца и другое, по рассмотрении Наместником или казначеем, уничтожаются, на что составляется акт.
- Ризничий следит за освещением Алтарей и храмов и, особенно, за чистотой и порядком в Алтаре, начиная с Престола, Жертвенника и кончая пономарским местом.
- Ризничему подчиняются пономари, монастырские портные.
- Ризничий может иметь в своем распоряжении одного или двух помощников, если в том есть необходимость (с благословения Наместника).
Ризничий с благословения Наместника может приобретать утварь с последующим отчетом пред казначеем.
ЭКОНОМ
- На обязанности эконома лежит заведование и надзор за хозяйственной и строительной частью монастыря
- Особо печется о храмах, часовнях, как первых святынях монастыря. Забота эконома распространяется на братские корпуса, а также на все подсобные помещения.
- В распоряжении эконома находятся как иноки, занимающиеся монастырскими хозяйственными трудами, так и наемные рабочие, которых эконом принимает и назначает в нужное время для производства различного рода работ, согласуя свои рабочие планы с Наместником, с его благословением.
- Распределение времени работающей братии зависит от усмотрения Наместника или помощника Наместника, а эконом лишь следит за тем, чтобы в назначенное время все добросовестно занимались работой.
- Распределение времени наемных рабочих зависит от усмотрения самого эконома, который назначает необходимые работы, следит за качеством их исполнения, а также производит оплату их труда, согласуя ее с Наместником.
- В подчинении эконома находятся: келарь, заведующий мастерскими, гостинник, все монахи, работающие в отрасли хозяйства, шоферы, электрики, каменщики, маляры, столяры и другие.
- Если в монастырском хозяйстве эконом находит нужным и полезным осуществлять какие-либо улучшения, то ему предоставляется право изложить свои соображения Наместнику, и после одобрения и благословения он может приступить к осуществлению своих планов.
На экономе лежит особое монастырское послушание — вести работы по строительству и хозяйству с минимальными затратами, оберегая монастырскую казну, тщательно охраняя и расходуя хозяйственные мате риалы.
- Эконом при желании и необходимости может иметь помощника (с благословения Наместника).
- Эконом получает право от монастыря держать связь в деловых вопросах с государственными ведомствами, согласно благословения Наместника.
10.Работы в монастырском хозяйстве начинаются и оканчиваются по церковному — молитвой.
КЕЛАРЬ
- Обязанности келаря заключаются в приобретении необходимых продуктов питания, а также наблюдении за их сохранностью.
- Под наблюдением келаря находится монастырская кухня, склады с продовольствием, просфорня и трапезная, в коих должна соблюдаться чистота и опрятность.
- Келарь наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось то, что положено по монастырскому Уставу, чтобы оставшаяся на столах пища не пропадала.
- Без особого благословения Наместника келарь не должен отпускать пищу в монашеские келий.
- Келарь заботится о своевременной заготовке овощей и фруктов на зимний период.
- Келарю подчиняются следующие лица: трапезный, повар, погребной и все кухонные рабочие.
- В случае отсутствия келаря его во всем замещает его помощник — трапезный.
УСТАВЩИК
1.Обязанности уставщика заключаются в неукоснительном наблюдении за чином всех церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с типиконом и местными монастырскими обычаям.
- Уставщик следит за суточными чтецами, за правильным и уставным отправлением ими часов, тропарей, кондаков, кафизм и иных чтений, кои должны исполняться без ошибок, благоговейно, отчетливо и безыскусственно.
- Уставщик следит за правильностью чтения поучений в храме и в трапезной и согласует предлагаемую для чтения книгу с Наместником.
- Уставщик должен на месяц вперед составлять расписание церковных служб, которое заблаговременно должен представить на утверждение Наместнику.
- Новоначальных и мало знающих чтецов уставщику следует обучать правильному церковному чтению.
- Уставщик должен следить за состоянием церковно-богослужебных книг, а пришедшие в негодность своевременно реставрировать или, с благословения Наместника, уничтожить, если таковые не поддаются ремонту.
- В послушании уставщика находятся: регент, канонарх, чредные чтецы и певцы.
- Уставщик может иметь помощника (с благословения Наместника), коему должен передавать свои познания и опыт.
РЕГЕНТ
- Обязанности регента состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе.
- Хор должен петь стройно и молитвенно, чтобы пение трогало, умиляло и приносило духовную пользу всем молящимся.
- Ни регент, ни певчие не должны допускать на клиросе шуток, смеха, ссор, празднословия и шума.
- Регент поручает канонарху заблаговременно просмотреть тексты стихир, чтобы он мог канонарить внятно и отчетливо, делая смысловые остановки между фразами.
- Регент обязан систематически организовывать спевки хора, в которых должны принимать участие все певчие.
- Регент подчиняется уставщику и с ним согласовывает все богослужения.
7.Перечень песнопений представляет Наместнику на утверждение.
ПОНОМАРЬ
- Обязанности пономаря требуют весьма внимательного к себе отношения, так как послушание это сопряжено с присутствием его в Алтаре близ святого Престола и Жертвенника, при которых недопустимы праздные разговоры, смех, шутки и все непристойное этому святому месту. Пономарь должен заблаговременно прийти в Алтарь, чтобы приготовить его для службы.
- Пономарь обязан прислуживать за богослужением, возжигать светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и иные вещи, относящиеся к богослужению.
- На пономаре лежит обязанность смотреть за чистотой в Алтаре и храме; чистить кадило, подсвечники, снимать пыль и паутину с окон, икон, смотреть за коврами, воду с умывальника выливать в специально отведенное и устроенное место, проветривать и подметать Алтарь.
- Пономарь подчиняется ризничему.
- По окончании богослужения пономарь тщательно проверяет Алтарь на предмет пожарной безопасности. Обычно боковые двери Алтаря отпирает и запирает сам пономарь.
ПИСЬМОВОДИТЕЛЬ
- На обязанности письмоводителя лежит ведение всего канцелярского делопроизводства монастыря.
- Все письменные дела монастыря, в том числе и архивные, должны всегда находиться в полном порядке и быть надлежащим образом зарегистрированы.
- Переписка монастыря с разными организациями и частными лицами должна вестись аккуратно и не задерживаться.
- Письмоводитель принимает монастырскую корреспонденцию и представляет ее заведующему канцелярией. Он же занимается вопросами почтовых переводов, посылок и оформляет их надлежащим образом.
- Письмоводитель может иметь помощника (с благословения Наместника), который сдает на почте и принимает там всю монастырскую корреспонденцию.
ЗВОНАРЬ
- Звонарь, по благословению благочинного, в положенное время производит благовест к богослужению.
- Благовест или трезвон производится в соответствии с Уставом. Характер звонов должен отвечать установившимся традициям церковных звуков.
- Звонарь не должен допускать посторонних лиц на колокольню без особого распоряжения и надобности.
- С помощью службы эконома следит за состоянием всей звонницы.
БИБЛИОТЕКАРЬ
- На обязанности библиотекаря лежит заведование монастырской библиотекой, приобретение необходимых книг, а также других изданий, составление каталога и картотеки.
- Библиотекарь выдает книги насельникам обители под расписку.
- Должность библиотекаря требует человека опытного в духовном делании, который производил бы выдачу книг, сообразуясь с развитием и духовной подготовкой каждого, желающего взять книгу.
- Библиотекарь поврежденные книги своевременно отдает в реставрацию.
Наблюдает за книгохранилищем, следит за внутренним режимом в нем и, особенно, за пожарной безопасностью. - Видео- и аудиотека входят в состав библиотеки, поэтому включение и просмотр видеомагнитофона и прослушивание аудиомагнитофона возлагается на библиотекаря.
- Библиотекарь через Наместника или его помощника уточняет время и порядок работы библиотеки и согласует с ним круг лиц, имеющих право пользования библиотекой.
ПРОСФОРНИК
- Просфорник отвечает за качество и своевременность изготовления просфор,
особенно богослужебных. - Просфора выпекается из чистой, свежей пшеничной муки высшего сорта.
- Сам просфорник должен жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне, где недопустимы посторонние разговоры, смех, шутки, так как выпекается хлеб для Таинства Божественной Евхаристии.
- Во время выпечения просфор, все кто принимает участие в выпечении просфор, должны по очереди читать вслух 50 псалом.
- Просфорник подчиняется эконому, получает муку и все необходимое у келаря.
- Помещение просфорни содержит в надлежащей чистоте и порядке. О ремонтных работах в просфорне докладывает эконому монастыря.
ТРАПЕЗНИК
- Трапезник наблюдает за своевременным и качественным приготовлением пищи для братии в поварской и смотрит за порядком во время трапезы.
- Во время принятия пищи в трапезной обычно читается житие святых, пролог или что-нибудь из сочинений святых отцов.
- Трапезник наблюдает за тем, чтобы в трапезной всегда соблюдалась чистота помещений, столов и посуды.
- Накрывает столы к установленным часам питания братии и затем убирает посуду.
БОЛЬНИЧНЫЙ
- Обязанности больничного состоят в уходе и присмотре за находящимися на лечении в изоляторе монастыря.
- Больничный должен быть мягким, терпеливым, сострадательным и заботливым о больных.
3 Больничный пользует больных пищей, питием и лекарствами в положенное для сего время.
ЗАВЕДУЮЩИЙ МАСТЕРСКИМИ
- На обязанности заведующего какой-либо мастерской (иконописной, швейной, столярной и т.п.) лежит надзор за работами, в ней производящимися, а также за рабочими.
- О нарушениях в работе или злоупотреблениях должно докладывать эконому.
- Запрещается чаепитие в мастерских.
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАНЦЕЛЯРИЕЙ
- Основной обязанностью заведующего канцелярией является старательное ведение личной переписки Наместника.
- Он обязан своевременно представлять Наместнику пришедшие ему личные письма, и по его благословению отвечать на них, ответ на остальную корреспонденцию осуществлять через письмоводителя.
- На него возлагается ведение протоколов собраний Духовного Собора, их правильное оформление и сбережение.
- Следить за тем, чтобы монашествующие и послушники монастыря вели переписку только с кругом лиц людей, определенным Наместником. В случаях выявления им нарушения переписки, своевременно докладывать об этом Наместнику.
- Заранее уточнять повестку дня Духовного Собора и систематизировать предлагаемые для рассмотрения на нем вопросы.
ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ В МОНАСТЫРЬ
- Кто ради Бога отрицается от мира и вступает в иночество, тот становится на путь духовной жизни. Побуждение к ней у христианина появляется вследствие его веры и внутреннего стремления к духовному совершенству, которое основано на отречении зла и страстей мира, как первого условия спасения души.
- Никакой прежний моральный образ жизни в миру не препятствует христианину вступить в монастырь с целью спасения души, как о том сказано в 43 правиле VI Вселенского Собора.
- В монастырь только не могут быть приняты:
— лица не достигшие совершеннолетия;
— муж при живой жене и жена при живом муже; а также родители, имеющие малолетних детей, требуемых их опеки;
— монахи, принявшие постриг в другом монастыре или в миру;
Супруги, скрепленные церковным браком, могут поступить в монастырь при условии, что на новый образ жизни возьмут благословение у архиерея и одновременно поступят каждый в свой монастырь.
- Поступающий в монастырь должен предъявить паспорт, свидетельство о семейном положении, военный билет (или свидетельство об освобождении от военной службы), написать автобиографию и подать прошение на имя Наместника о принятии его в монастырь. Желательно представить рекомендацию духовного лица.
- После подачи прошения в братию, новопоступающий знакомится с настоящим Уставом и проходит испытание в течении трех лет и, если окажется достойным, согласно решения Духовного Собора, Наместник, по благословению правящего архиерея, совершает постриг его в монашеский чин.
- Срок испытания может быть и сокращен в зависимости от моральной устойчивости и благонравия новоначального, а также если постригаемый был известен своей благочестивой жизнью до вступления в обитель: к таковым относятся воспитанники семинарий, студенты духовных академий, вдовые священники и другие.
ГЛАВА 4. ПОВЕДЕНИЕ НОВОНАЧАЛЬНЫХ ИНОКОВ И МОНАШЕСТВУЮЩИХ
- Новоначальный, прежде всего, должен внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в нем порядка и дисциплины.
- Новоначальный дает подписку в том, что он обязуется свято выполнять все, изложенное в настоящем Уставе; в случае же нарушения упомянутого Устава, он подлежит соответствующему взысканию со стороны администрации монастыря в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удален из обители.
- Новоначальный должен всемерно стремиться к духовной жизни, как первой цели своего звания, оставляя светские привычки, помня наставление св. Василия Великого начинающим инокам: «Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным и начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью».
- По отношению к Наместнику и насельникам монастыря новоначальный должен оказывать смиренную почтительность.
- Новоначальному при встрече с Наместником, а также с братиями в священном сане следует брать благословение; прочим насельникам приветствие можно выражать поясным поклоном.
- Входить в чужую келию следует с молитвой Иисусовой и только тогда, когда будет получен ответ: «Аминь».
- После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются, братия в безмолвии расходится по своим келиям и готовится ко сну, разрешается до 24.00 чтение духовной литературы, а также рукоделие.
- Не разрешается братии самостоятельно устанавливать для себя келейное правило, а также творить его в ночное время.
- Подобает беспрекословно повиноваться Наместнику, начальствующим монастыря, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: «Ибо Я сошел с Небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38).
- Усердное и прилежное послушание для новоначальных — залог их будущего духовного возрастания и спасения.
- Избегать своеволия: ничего не делать без благословения вышестоящих, даже пусть будто похвального, дабы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.
- Распоряжения Наместника по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но, напротив, с молитвою и смирением, выполнять.
- Если какой-то брат не согласен с распоряжениями начальствующих, он с кротостью и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение на его дальнейшее усмотрение.
- Новоначальный и монашествующий должен находиться в постоянном мире и любви со всею братиею обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.
- Никто не должен без благословения старших брать себе в келию какую- либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое такое приобретение без благословения — есть кража.
- Монашествующим не должно заводить в келии лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой келии служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения святых отцов. Келия монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келия должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь место в келии.
- Монашествующим и послушникам запрещается чаепитие и трапеза в келии, а также приношение съестных продуктов в келию.
- Братии запрещается иметь в келиях магнитофоны, фотоаппараты, холодильники, музыкальные инструменты.
- Неприлично монашествующим или послушникам громко разговаривать, смеяться и держать себя вольно.
- Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов как первых поводов ко греху.
- Везде и всегда прилично монаху воздерживаться от празднословия, помня слова Господа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12, 36).
- Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие в монастыре не должно даже именоваться в нем, т. е. категорически воспрещается, и нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.
ГЛАВА 5. О ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ
- Каждый монашествующий и послушник должен быть под особым духовным руководствам — братского духовника, которому надлежит открывать свое духовное состояние — недоумения, сомнения, затруднения, искушения и получать от него наставления и духовную поддержку.
- Каждый из братии обители должен как можно чаще открывать свои помыслы братскому духовнику, но не реже одного раза в неделю.
- Для духовного познания и возрастания каждый монашествующий должен ежедневно, как правило, прочитывать с большим вниманием несколько глав Священного Писания, а также прилежно читать творения святых отцов и другую душеполезную литературу, находя в ней духовную пищу, утешение.
- Без духовника монашествующий не должен ничего предпринимать в духовном деле спасения по своей только мысли и воле; например, налагать на себя пост сверх положенного Уставом или что-то другое, дабы не впасть в прелесть и не повредить своему спасению.
- Если между братиями произойдет какое-либо недоразумение, ссора, необходимо поспешить погасить их обоюдным прощением и смирением, и тотчас восстановить мир и любовь, помня завет Св. Писания: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 28).
- Брат, нарушающий монастырскую дисциплину, может подвергнуться духовному взысканию через наложение епитимий, на которую надо смотреть не как на карающий бич, а как на необходимое врачевство, исцеляющее духовные болезни и немощи.
- Если больные считают врачей за благодетелей, хотя они и дают им горькое лекарство, так и согрешающий инок должен смотреть на епитимии, которые даются ему, и принимать их как доброе врачевство и знак милосердия для спасения души (св. Василий Великий, правило 52).
- Каждому согрешившему дается епитимия сообразно его духовному устроению и его немощи. Как нельзя телесные болезни лечить одним и тем же лекарством, так и духовные прощения должны носить разнообразный характер: «Как нет одного врачевания для телесных недугов, так нет и для душевных», — говорит преподобный Исаак Сирин.
- В качестве исправления могут быть употреблены следующие меры: удаление от братской трапезы на один или несколько дней; пост всю неделю; перевод с одного послушания на другое, более трудное; поставление на поклоны; отлучение на определенный срок от причащения Святых Христовых Тайн; снятие клобука и рясы; перевод из келии в другую, менее удобную, а также другие, какие сочтет необходимым применить Наместник.
ГЛАВА 6. О БОГОСЛУЖЕНИИ ЦЕРКОВНОМ
- Важнейшим моментом церковной жизни является церковное богослужение, общее молитвенное бдение, и потому участие при оных должно быть первейшею заботою и стремлением всех живущих в обители.
- Уклонение или нерадивое отношение к храмовой молитве, к этому священнейшему делу должно считать важным нарушением распорядка духовной жизни монастыря.
- Цель частой продолжительной молитвы та, чтобы приобретением навыка непрестанного и живого памятования о Боге стяжать в своем сердце благодать Святого Духа.
- В целях благолепного совершения богослужения в монастыре благочинный вместе с уставщиком на месяц вперед составляют расписание церковных служб, с указанием имен священнослужителей, чтецов, пономарей, канонархов, принимающих участие в них, оповещать их об этом послушании. Все расписания по храму и монастырю подписывает Наместник. Самочинное нарушение или изменение расписания служб не допускается.
- За полчаса до начала утреннего богослужения будильщик обходит все келии со звонком и производит подъем братии на молитву.
- Каждый из иночествующих должен стараться прийти в церковь без опоздания, до начала богослужения. Никому также не следует уходить из храма прежде окончания службы, если нет неотложного дела по послушанию. О наиболее злостных нарушителях благочинный докладывает Наместнику.
7.Седмичные иеромонахи и диаконы прибывают на службу пораньше, не менее как за 15 минут до начала, облачаются и готовят все необходимое для совершения богослужения.
- Некоторые из иноков в силу своего особого послушания по монастырю не могут быть ежедневно на богослужениях, на что они получают благословение от Наместника. Им такое послушание вменяется также, как молитва в храме.
- Священнослужащие, читающие, поющие в церкви должны исполнять свое дело с неослабным вниманием, без поспешности, «со страхом и трепетом» и не нарушая монастырского Устава.
- На пути в церковь и из церкви не должно останавливаться с посторонними и входить с ними в разговоры, а если от кого будут спрошены о чем-либо, то нужно ограничиться кратким ответом.
11.В церкви нельзя разговаривать, оглядываться по сторонам, но быть сосредоточенным, внимать Богу, богослужению и себе.
- Ввиду того, что монастырские храмы посещаются не только монашествующими, но и богомольцами, для них могут быть совершаемы особые чины богослужения и Таинства — молебны, панихиды, акафисты, соборования, однако венчания в монастыре не совершать.
- В особых случаях по благословению Наместника возможно совершение чина Крещения.
- Священнослужители ни под каким предлогом не должны брать деньги за требы себе, но отдавать их в монастырскую казну.
- Во все дни, когда совершается всенощное бдение, братия должна находиться в храме в установленных одеждах: монашествующие — в рясах, мантиях и клобуках (в теплую погоду рясы можно снимать); иноки — в рясах и клобуках; послушники — в подрясниках (если имеется благословение Наместника на ношение его). Клобуки снимаются только в установленные моменты службы.
16.Одежда должна быть чистой и простой. Цвет монашеской одежды всегда черный и никакой другой. Для работы же он может быть серый, коричневый или иной, но не яркий. Ношение одежды иного цвета дозволяется только Наместнику и священномонаху в звании игумена по благословению Наместника.
- Если кто из братии заболел и не может прибыть на службу, то должен заранее предупредить об этом через кого-то или сам, помощника Наместника или благочинного.
- Сидеть в Алтаре разрешается священникам только во время чтения апостола, паримий и кафизм. Во все другие случаи необходимо испрашивать благословения Наместника. Диакона могут сидеть в Алтаре только при плохом самочувствии с разрешения Наместника.
ГЛАВА 7. О БРАТСКОЙ ТРАПЕЗЕ
- В простые дни начало утренней трапезы в 12.00. Перед этим за 5 минут до этого трапезный ударяет 12 раз в колокол и братия собирается в трапезную. Трапеза начинается и заканчивается установленным молитвословием. При отсутствии на ней Наместника, пищу благословляет седмичный иеромонах.
- В праздничные дни, когда совершается чин «Панагия», начало братской трапезы сразу по окончании службы и прибытия братии в трапезную, которая также начинается и оканчивается установленным молитвословием. Пищу благословляет Наместник, при его отсутствии — помощник Наместника или седмичный иеромонах.
- Вечерняя трапеза начинается сразу по окончании богослужения и прибытии братии в трапезную. При отсутствии Наместника пищу благословляет седмичный иеромонах. За 5 минут до окончания службы звонарь ударяет 12 раз в колокол.
- В дни, когда совершается всенощное бдение, братия прибывает в трапезную в установленной одежде: монашествующие в рясах и клобуках, иноки в подрясниках.
- Седмичный иеромонах и иеродиакон всегда прибывает в трапезную в рясе, мантии и клобуке.
- Трапеза в монастыре является продолжением богослужения и носит священный характер и требует от инока священного к ней отношения.
- Запрещается разговаривать и смеяться на трапезе. Если у кого-то чего-то не хватает на столе, пусть жестом призовет трапезника.
Если Наместнику необходимо что-то уточнить, то нужный брат пусть тихо подойдет и даст ответ Наместнику.
- Позднее вхождение в трапезную или изхождение из нее прежде окончания трапезы без благословения Наместника признается нарушением дисциплины и достойно порицания.
- Никто не должен брать пищу в келии, кроме тех, которым разрешит сие Наместник или благочинный, как не могущим прийти на общую трапезу по болезни или по каким-либо уважительным причинам.
- Монашествующий должен со смирением вкушать поданную пищу и не говорить: «Это не вкусно, это мне вредно». Свои пожелания и скорби по этому поводу он может потом высказать духовнику или эконому, не распространяя их далее.
- На особое, диетическое питание монашествующий должен взять благословение у Наместника или духовника.
- Братии монастыря запрещается вкушение пищи в общей трапезе, а также нахождение в ней, если это не связано с его послушанием.
- Наместник монастыря имеет право иметь отдельную трапезу и отдельную кухню. Он может приглашать к своему столу кого захочет из братии, а также прибывших гостей.
ГЛАВА 8. О КОЛОКОЛЬНОМ ЗВОНЕ
- Колокольный звон в монастыре совершается в определенное Уставом время
и моменты службы и возлагается на старшего звонаря, который производит звон
или сам или через своих помощников. - Колокольный звон полагается:
а) утром за 15 минут до начала службы — 12 ударов в малый колокол;
б) перед началом трапезной — 12 ударов в малый колокол;
в) по окончании утренней трапезы накануне совершения всенощного бдения ударяется 12 раз в колокол;
г) при встрече Архиерея — праздничный звон;
д) перед началом литургии и во всех случаях, предусмотренных Уставом.
ГЛАВА 9. О КЕЛЕЙНОМ ПРЕБЫВАНИИ
- Время, оставшееся от церковного богослужения и исполнения послушания, должно проводиться монашествующими в келии весьма благоразумно и бережно, с желанием приобрести как можно больше пользы, а главным образом, духовной, избегая всякого потворства своим страстям,
- Таковыми полезными келейными занятиями могут быть:
а) келейное правило по Уставу и благословению духовника;
б) чтение душеполезных книг с выпиской из них наиболее живых и назидательных для иноков мест;
в) упражнение в духовном чтении, изучение церковно-славянского языка, церковного Устава и приготовление к церковной службе;
г) рукоделие в пользу обители и для собственных нужд с благословения духовника;
д) уборка келии, чистка и ремонт одежды, обуви и прочее.
- Любимой настольной книгой инока должна быть Святая Библия с толкованиями на нее.
- Келейная одежда братии должна быть чистой, простой, без претензии на роскошь.
«От роскошной одежды является тщеславие и ожесточение», — говорит Исаак Сирин.
- В случае серьезной болезни монах может обратиться к врачу, выехав к нему из обители, предварительно взяв на это благословение у начальствующих. Инок пользуется медицинской службой монастырской больницы в случае внезапного заболевания.
- Молитва келейная, чтение Псалтири и особенно Св. Евангелия – гасят многие страсти души и тела.
- Келейное богомыслие возвышает, освящает ум и очищает сердце, приносит мир душе.
- Ум, по учению святых отцов, никогда не должен быть праздным.
ГЛАВА 10. О ВНЕШНИХ ПОСЕТИТЕЛЯХ И ВЗАИМНОМ ПОСЕЩЕНИИ КЕЛИЙ
- Принятие в келиях внешних посетителей допускается только по благословению монастырского начальства, причем в дневные часы.
- Лица женского пола в келии ни под каким видом не допускаются. Если же монашествующему возникает необходимость увидеться с близкими родственниками, то таковые принимаются не в келии, а в особо назначенной приемной монастыря (монастырской гостиницы) по благословению.
- Без благословения Наместника никто не имеет права никого из посторонних оставлять у себя в келии на ночлег, а также никто из братии не имеет права ночевать в чужой келии своего монастыря.
- Монашествующие и послушники не имеют права вступать в общение с посетителями монастыря и родственниками, не получив на это благословения Наместника, его помощника или благочинного.
- Братия, с благословения духовника, могут посещать один другого в келиях для духовной беседы или для помощи больным и престарелым, но не для пустых разговоров и забав.
- После вечернего правила монашествующий должен оставаться в своей келии, кроме тех особых случаев, когда вызывает духовное начальство или нужно посетить больного и т.п., получив на это благословение помощника Наместника или благочинного.
ГЛАВА 11 . УСЛОВИЯ ОТЛУЧЕК ИЗ МОНАСТЫРЯ
- Выход из монастыря может быть двояким: по послушанию, по должностной необходимости, по желанию имущих в том уважительную личную потребность.
- Если кому-либо из монашествующих потребуется в дневные часы (до начала вечернего богослужения) отлучиться на короткое время из обители, то для этого необходимо иметь устное разрешение Наместника, а в отсутствии его – его помощника или благочинного. При поездке домой, в иные города или селения, даже на самый незначительный период, надо писать прошение на имя Наместника с указанием причины, точного адреса своей поездки и времени возвращения.
- Очередные отпуска не соответствуют монашескому укладу жизни, поэтому выезд из обители на продолжительный период осуществляется только по острой необходимости (для неотложного лечения, болезни или смерти родных и других случаях), а также для служебных командировок. Но в каждом отдельном случае Наместник имеет по сему специальное суждение, дабы время, проведенное братом за стенами обители, не повредило ему в духовном плане.
- Направленные в виду особой нужды на послушание в город или другие места вне стен монастыря должны немедленно возвращаться в обитель по окончании этого послушания.
- Монахи в священном сане, отпускаемые за стены обители, не имеют права священнодействовать без разрешения правящего архиерея той местности, куда они
прибыли и где желают послужить. - Братии монастыря запрещается посещение монастырской гостиницы без благословения Наместника, его помощника или благочинного.
- Монашествующие всячески должны избегать оставления своей обители даже на самое короткое время, помня, что стены и дух монастыря — это лучшая защита от разных соблазнов и искушений. Каждый инок, побывав в миру, возвращается в свою келию в духовном плане худшим, чем из нее вышел: так учат святые подвижники.
- Понудим же себя, братие, стяжать благой навык к терпеливому пребыванию в монастыре, выходя из него только по крайней нужде. Св. Антоний Великий по этому поводу когда-то сказал: «Как рыбы, оставаясь на суше, умирают, так и монахи, пребывая с мирскими людьми, вне монастыря, теряют расположение к безмолвию. Как рыба стремится к морю, так и мы должны стремиться в свои келии, дабы, замедля вне ее, не забыть о внутреннем хранении» (Алфавитный Патерик).
ГЛАВА 12 . ДУХОВНЫЙ СОБОР
- В помощь Наместнику должен быть образован Духовный Собор монастыря,
в состав которого входят:
— Наместник;
— помощник Наместника;
— духовник;
— казначей;
— благочинный;
— эконом;
— ризничий;
— келарь;
— заведующий канцелярией;
а также при необходимости другие лица монастыря по благословению Наместника.
- Выслушав мнение братии, Наместник должен все обсудить сам и сделать, что найдет более полезным.
- Братия же должна предлагать свои мнения со всякой смиренною подчиненностью, не дерзая с настойчивостью защищать, что им придумалось.
- Постановить последнее решение состоит в воле Наместника, что почтет он более спасительным, и все ему должны покориться.
- Никто в монастыре не должен следовать собственной своей воле или дерзостно вступать в спор с Наместником относительно распоряжений его по монастырю. Кто дерзнет на это, должен подлежать установленным мерам исправления.
- Сам же Наместник пусть делает все со страхом Божиим и с соблюдением правды, помня, что всеконечно о всех судах своих даст отчет Богу – Судии Праведнейшему.
- Если же необходимо что-нибудь незначительное делать в пользу монастыря, то Наместник может пользоваться советом только старших братий, как написано: «без совета ничтоже твори, и егда сотвориши, не раскаешися» (Сир, 32, 21).
- Вопросы, выносимые на решение Духовного Собора, заведующий канцелярией заранее уточняет через Наместника и в упорядоченном виде прочитывает их перед Собором.
- Духовный Собор заседает по мере необходимости, но не реже 4-х раз в год, решения его вступают в силу после утверждения протокола заседании Наместником.
ГЛАВА 13. ЕПИТИМИИ
- Немощи человеческие столь велики, что самые благотворные учреждения для иных остаются бесплодными, или не всегда и не во всем плодоносными. То по ослаблению внимания, то по разленению, то по вражескому искушению нередко случаются падения с нарушением не только монастырских правил, но и Божеских заповедей.
Поэтому необходимо употреблять меры исправления и вразумления, чтобы если возникнет необходимость изгнать кого, изгонять его в уверенности, что нет более надежды на его исправление.
- Правила, которые применяются для исправления падших, составляют правила наказания или епитимии.
- Судия всех — Наместник монастыря, он один имеет право наказывать кого- либо из братии.
- Остальные должностные лица, которым предписывает Устав наблюдение за братией, должен делать замечания согрешившему до 3 раз, а если он не исправляется, то сообщать об этом Наместнику.
- Если таковые должностные лица не радеют об исправлении братии и не сообщают о нарушениях Наместнику, то таковых самих должно наказывать.
ГЛАВА 14 . УСЛОВИЯ УДАЛЕНИЯ ИЗ МОНАСТЫРЯ
- Монахи, которые изменили своим обетам и стали жить зазорно, пороча Святую Церковь и свою обитель, после неоднократных увещаний и дисциплинарных взысканий удаляются из обители как негодные к монашеской жизни и как вносящие соблазн в среду монашествующих.
- Монах, удаленный из монастыря, оставляет свои монашеские одежды.
- Если какой-либо монах, удаленный из монастыря или добровольно оставивший его потом, познав свое падение, возвратится и будет проситься обратно в обитель, такового можно, по рассмотрении его дела, принять, но уже в разряд вновь поступающих.
- От удаленных или самовольно ушедших из монастыря и вновь пожелавших возвратиться в него следует потребовать письменного обещания впредь вести жизнь, согласную с Евангелием и монастырским Уставом.
- В случае смерти монаха все его имущество по описи передается на склад и является общим монастырским достоянием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный монастырский Устав, как руководство для монашеской жизни, должен с молитвой и усердием, по мере сил, выполняться ради спасения и духовного возрастания.
МОЛИТВАМИ СВЯТЫХ ОТЕЦ НАШИХ, ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, БОЖЕ НАШ, ПОМИЛУЙ НАС. АМИНЬ.