БИБЛЕЙСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ МОЛИТВЫ ЗА УМЕРШИХ.

1) Если участь умершего телом человека никак изменить или повлиять на нее невозможно, то почему существует два суда, а не один — частный суд после смерти Евр. 9:27, и всеобщий Суд в конце этого мира? Значит, до окончательного приговора что-то можно сделать? Однако речь идет не о спасении души умершего в том смысле, что она на равных будет вместе с душами праведных введена в Царствие Небесное. А лишь об облегчении участи усопшего.


2) Любовь никогда не перестает (1Kop. 13,8). Может ли любовь человека к человеку перестать, если это любовь подлинная, любовь христианская, если один из этих людей умрет? А подлинная любовь — всегда деятельна. Она ВСЕГДА выражается в конкретных делах. И любовь к умершим проявляется как в заботе об их могилах, украшении их цветами (хотя от этого самим умершим пользы нет, это скорее нужно как утешение для родственников и близких, для этого же, как напоминание о грядущем воскресении, на могиле ставится крест или памятник с изображенным крестом), так и в молитве о них. Молитва — это всегда самое действенное выражение нашей христианской любви «Всякою молитвою и прошением молитесь… о всех святых» (Еф.6,18).
3) Сам Христос обещает послать человеку по его молитве, исполненной верой, все, чего он ни попросит: «Чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин.15,7). «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21,22). Конечно можно сказать, что нельзя у Бога просить того, что противоречит Его воле. Совершенно верно. Поэтому и в нашей молитве об усопшем надо говорить: «Да будет о нем воля Твоя, Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь». А чего хочет Бог? Чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. (1 Тим. 2:4) Бог не хочет погибели грешника, Он хочет, чтобы каждый был спасен. Такова воля Божия — чтобы каждый человек на этой земле был спасен и вошел в Царство! Иначе и быть не может, потому что Бог есть любовь. Поэтому люди не спасаются только потому, что сами не хотят быть с Богом, а Бог не насилует их волю. Церковь, кстати, не благословляет (или дозволяет только в крайних случаях) молиться об умерших безбожниках, гонителях христианской веры, еретиках, самоубийцах, нераскаянных грешниках, принципиально живших во грехе и никак с ним не боровшихся. Не за каждого умершего молитва будет полезна для него и для молящихся. Один монах на Афоне молился за душу Ленина. И вот, в одну ночь, ему явился бес в образе Ленина и стал душить, приговаривая — «Я просил тебя за меня молиться? Просил? Мне еще хуже стало от этого!». Однако, все равно есть надежда на то, что хотя бы в мыслях человек раскаялся, хотя бы перед самой смертью. В таком случае, молитва за него может быть полезна.
4) Возможно ли изменение с душой человека после его телесной смерти? Библия говорит, что да. Если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в Будущем (Мф.12,32). Т.е. из этих слов видно, что прощение может быть не только сейчас, но и в будущем веке. Если бы за гробом не было изменения души, не было бы и благовествования: Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (Петр.3,19). Христос сошел в ад и проповедовал Евангелие в аду тем, кто там находился. И это были не бесы, а именно души умерших. Вечность еще не начинается для человека после его смерти, вечность наступит только после Страшного Суда. Смерть до Суда не есть вхождение в вечность. Души убиенных пребывали во времени: Сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время. (Откр.6,11). Зачем Христос имеет ключи от ада? (Откр. 1,18). Ключами что делают? Не только закрывают, но и открывают.
5) Что касается Притчи о богаче и Лазаре, которую часто приводят как аргумент против возможности посмертного изменения участи человека, а значит, и против молитвы за умерших, то время ее действия понимается двояко: с одной стороны, это то, что было до крестной смерти Христа и Его сошествия в ад, времена Ветхого Завета. Тогда действительно — молись, не молись, проси, не проси — все равно все души находились в аду. Праведники находились на Лоне Авраама, месте, избавленном от страданий. Но с другой стороны, она отображает и то, что происходит сейчас, когда умирает человек крайне немилосердный, с холодным сердцем, и потом, «забивший» на Бога и Его Закон. Это видно из того, что богач просит Авраама послать Лазаря к его братьям, но Авраам говорит, что если Моисея и пророков не слушают, то и не поверят в воскресение умершего Лазаря (наверняка найдут какое-то «рационалистическое» и «научное» объяснение этого). За таких людей молиться действительно не имеет смысла. Поэтому Церковь молится именно за ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН, а не за атеистов, агностиков, скептиков, всебяверов или кого бы то ни было еще.
6) Во времена Христа и апостолов обычай поминать умерших и приносить за них умилостивительные жертвы у евреев существовал, потому что описан еще задолго до рождения Христа во 2 Маккавейской книге: «Потом Иуда, взяв с собою войско, отправился в город Одоллам, и так как наступал седьмой день, то они очистились по обычаю и праздновали субботу. На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвящённые Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали. Итак все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине павших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мёртвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! — Посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Мак.12:38-45).
Священник Павел Гумеров
Слово утешения
http://www.pravoslavie.ru/put/45554.htm

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *