Много вопросов возникает у наших прихожан о восприемниках при таинстве Крещения. Попытаемся разобраться последовательно.
При Крещении младенцев восприемники бывают для того, чтобы произносить вместо них Символ веры и необходимые ответы и впоследствии иметь попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Требник).
При Крещении взрослых так же могут быть восприемники. Чтобы:
1) Быть свидетелями и поручителями веры и обетов крещаемого и в последствии наставить его в вере;
2) Отвечать при Крещении за таких, кои по болезни не могут сами за себя дать ответ.
Ни в каком случае родитель или родительница не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей; иначе супружество их должно быть расторгнуто (VIВсел. соб., прав. 53). Муж и жена не могут быть восприемниками одоного младенца, но у одних родителей могут воспринимать разных детей разновременно (Номоканон при большом требнике. Указ. св. Син. 17 Окт. 1884 г.). Не могут стать крестным отцом и матерью одного ребенка те кто впоследствии собирается или допускает возможность вступить в брак друг с другом, т.к. став восприемниками, они будут иметь духовную степень родства, которая выше телесной. Им придется прекратить свои отношения и ограничиться только духовным родством.
По правилам Церкви, необходимым считается только один восприемник, — мужчина для крещаемых лиц мужского пола или женщина для лиц женского пола (Большой Требник, чинопоследование Крещения.) Соответственно своему назначению восприемниками должны быть лица православные и сведущие в вере, т.е. знающие, по крайней мере, главные члены веры.
Не допускаются к восприемничеству старообрядцы (а равно, конечно, сектанты) не только у православных, но и у детей старообрядцев, крещаемых православным священником. Инославные (католики, армяно-грегориане, протестанты и проч.) не должны быть восприемниками.
Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении по своему нравственному поведению.
Не должны быть восприемниками малолетние (т.е. не достигшие гражданского совершеннолетия), как еще не способные к делу учительства и не твердые в разумении веры и силы таинства.
Если почитать патрологию. В IV веке еще спорили об оптимальном возрасте для принятия крещения и высказывались различные точки зрении по этому поводу, то впоследствии практика крещения младенцев возобладала во всем христианском мире. С широким распространением этой практики было связано и изменение функции восприемников.
Если во времена Иустина Философа основная функция восприемников заключалась в том, чтобы привести желающего креститься в церковь и засвидетельствовать его доброе поведение в течение периода оглашения.
Впоследствии мы видим, что на восприемников стали возлагать миссию воспитания в вере младенцев, крещенных в бессознательном возрасте. Восприемники же отвечали на вопросы священника при совершении Таинства крещения от лица крещаемого, если он не был еще способен говорить и рационально воспринимать окружающую действительность.
Вот что говорит о крещении младенцев и о роли восприемников автор «Ареопагитского корпуса» в трактате «О церковной иерархии». Ареопагит полемизирует с теми, кто «находит достойным справедливого смеха, когда иерархи учат вещам божественным тех, которые не могут еще слышать, и понапрасну преподают священные предания тем, которые еще ничего не смыслят, и, что еще будто бы смешнее, когда другие произносят за детей отрицания и священные обеты». Опровергая мнение противников крещения младенцев, автор «Ареопагитского корпуса» пишет:
…Младенцы, будучи возводимы к Таинствам по священному законоположению, будут вводиться в священный порядок жизни, делаясь свободными от всякого нечестия и отдаляясь от жизни, чуждой святыни.Приняв это во внимание, божественные наставники наши положили принимать младенцев по священному чину так, чтобы естественные родители приводимого ребенка передавали его какому-либо из посвященных в тайны учения божественного доброму руководителю, которым бы впоследствии дитя было руководимо как богодарованным отцом и споручником священного спасения.(Григорий Богослов.Слово 40,(Творение.Т1с-562)
Участвуя в Таинстве крещения, восприемник как бы говорит: «Я даю обещание внушить этому младенцу, когда он будет входить в разум и в состоянии будет понимать священное, чтобы он отрицался всецело всего вражьего и исповедовал и исполнял на деле божественные обеты». Как заключает Ареопагит, «нет ничего плохого в том, что дитя руководится в божественном воспитанию, имея у себя руководителя, который вкореняет навык к божественному и хранит его непричастным всему вражескому.»(Архиепископ Иларион (Алфеев). Православие. ИЗД. Сретенского монастыря.М 2009гТом2.с-584-585)
Разбираем далее. Вот что мы читаем в православном катехизисе:Для того, кто желает принять Крещение, требуются покаяние и вера. Поэтому перед Крещением читается Символ веры. Покайтеся, и да крестится кийждо в вас (каждый из вас) во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа (Деян. 2, 88). Иже веру имет и крестится, спасен будет (Мк. 16,16).Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст.
Отсюда напрашивается вопрос: Для чего бывают при крещении восприемники?
Для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого и по крещении принять его в свое попечение для утверждения его в вере (Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Гл. 2).
По учению православной церкви, таинство кpeщения само в себе и по себе достаточно для того, чтобы произвести благодатныя действия в младенце — очистить от первороднаго греха, возродить и освятить его. Это, во первых. Во вторых, так как младенцы еще не способны ни иметь, ни свидетельствовать своей веры и покаяния пред крещением, то крещение совершается над ними по вере восприемников. Вера восприемников к благодатному воздействию таинства самого по себе не привносит от себя ничего, но обязательство и ручательство их пред церковью—укреплять и утверждать в младенцах воспринятую (без их участия и влияния) благодать крещения, воспитать в крещаемых веру и благочестие, заменяют веру самих младенцев, удостоиваемых крещения ради веры вocnpиемников. Верование в такую замену оправдывается примерами евангельской истории. I. Христос по вере других исцелял больных и страдающих от духов нечистых. Таковы, напр., исцеления: бесноватой дочери хананейской жены (Mф. 15, 12—28), одержимаго немым духом (Марк. 9, 17—26)(Протоиерей Н. Малиновский.Очерк Православного Догматического Богословия. М.ПСТБИ. стр153-154)
Что же касается до младенцев, которые сами неспособны еще ни иметь , ни свидетельствовать своей веры и покаяния пред Крещением то они крещаются по вере родителей и восприемников, которые от лица их произносят исповедание веры и отречение от диавола и всех дел его, обязываясь вместе пред Церковью воспитать крещаемых в вере и благочестии,когда они будут приходить в возраст. (Прав, испов. ч. 1, отв.на вопр. 103; простр. хр. Катих. о Крещении). Этот обычай Церкви св. Дионисий Ареопагит производит прямо от Апостолов: «Божественным нашим наставникам, говорить он, изволися допускать к Крещению и младенцев под тем священным условием,чтобы естественные родители дитяти поручали его кому либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных, и потом заботился о дидяти и, как отец, указанный свыше и как страж его вечнаго спасения. Этого-то человека, когда он даст обещание руководить отрока в благочестивой жизни, заставляет Иepapx произносить отречения и свящ. исповедание». За тем о восприемниках при Крещении младенцев упоминают — Тертулиан, Августин и многие другие.(Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Православно-Догматическое Богословие С,П, ТОМ2 стр344-345)
Обычай иметь двух восприемников является русской традицией, восходящей к XIV в. Из постановления Свят. Синода XIX в. следует, что действительным восприемником при крещении является только один из них (в зависимости от пола крещаемого: мужчина для крещаемых мужского пола, и именно женщина — для женского пола).
Что касается второго восприемника, то если он не не поручается и недает обеты, то он и не создает никакого духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между первым восприемником и своей женой, одного крещаемого с богословской точки зрения считается возможным.
В церковно-каноническом сознании отношения между восприемником и его крестницей и, соответственно, между восприемницей и ее крестником, а также между восприемником и восприемницей приобрели характер духовного родства, что является препятствием к их браку.