3 июля у неоязычников праздник – победа (?) Святослава над хазарами

3 июля у наших дорогих неоязычников праздник – победа (?) Святослава над хазарами! [1]

Во всём интернете и на стенах, в подъездах домов распространяется картинка: мы помним славные победы: над фашизмом, над Хазарией и ..над Китаем

Особенно весело — победа над Китаем, учитывая что не в каких исторических источниках (произведения конца XX –начала XXI вв. не являются таковыми) и поэтому она где то на уровне победы древних русов над динозаврами и ничьёй с сине-зелёными водорослями.

Но вот победа великая победа над Хазарией: тоже несёт в себе элемент вымысла и мистификации. Итак, давайте разберёмся.

 Дата

Не в одном источнике: не в  Повести временных лет, не в  сообщение Ибн-Хаукаля из «Книге путей и стран» и поздних переписчиков его, не тем более какое-то другое не говорит нам о дате 3 июля [2],[3],[4],[5]

Вердикт — дата придумана

965 или 968/969 год и был ли вообще поход на Итиль Святослава?

В Повести временных лет(конкретно в Лаврентьевской) написано «иде Святославъ на Козары» и относится к 965 г. И взял град их и Саркел Это трактовалась(в том числе и весьма уважаемыми учёными) как поход в Хазарию и град их как столица. Но из этого источника мы узнаём, что после взятия Белой Вежи Святослав воевал с  ясами (живших на Дону) и касогами (в Прикубанье, вероятно в районе Тмутаракани,где уже было княжество). Однако современники событий (ПВЛ была написана позже по реконструкциям академика Шахматова) арабский географ  и путешественник Ибн Хаукал в «Книге путей и стран» описывает несколько иначе:

«хазар, булгар и буртасов и овладели ими)… Булгар — город небольшой… и опустошили его русы, и пришли в Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 (по мусульманскому, соответствует 968-969 гг от Р.Х.)и отправились тотчас же к стране Рум и Андалус»

Так уважаемый весьма исследователь Хазарского каганата историк и археолог Артамонов М.И. писал: «На том основании, что годы разгрома Хазарии, указанные Русской летописью и арабскими географами, не совпадают, некоторые историки полагают, что Святослав не дошел до Волги и что Болгар и волжскую Хазарию разгромили какие-то другие русы, не киевские, а волжские . Это явно не так; Русь была только одна — киевская, никакой иной Руси никогда не существовало»[стр.427, 4]

Другой видный исследователь Хазарского каганата Новосельцев А.П. указывал поход 968/969 годами, разобрав различные версии [стр.227; 5]. Конечно были разные версии: что это два похода, а не один; что указан год когда записал и так далее. Собственно все версии можно прочитать в соответствующей статье, однако, несмотря на столь большое количество работ, в которых освещается этот вопрос, до сих пор отсутствует единая точка зрения по таким проблемам, как датировка похода, его маршрут, последствия и т. д. [6]

Непонятна  спешка похода если принять его за 965 год, его непродолжительность подтверждается и византийскими авторами, опять современниками, утверждающими –Святослав в 967 году  принимал посольство Калокира. [7]

Да и получается : летописец (спустя столетия) ничего не знает о действиях Святослава в Поволжье и Дагестане, а Ибн Хаукал, в свою очередь, не имеет понятия о походе русов на Саркел, Тмутаракань, касогов и алан.

одна из версий похода

Поэтому, многие историки в настоящее время склоняются к мнению, что разгромил Итиль не Святослав со своей дружиной. Так Р. Г. Скрынников предполагает, что это были норманны, привлеченные слухами о богатой и беззащитной стране. Возражения М. И. Артамонова, согласно которым для второй половины X в. «ар-рус» — только выходцы из Киевской Руси, опровергаются свидетельством Лиутпранда, епископа Клермонского, старшего современника Святослава, прямо отождествлявшего русов и норманнов: «Habet quippe abb aquilone Hungaros, Pirenacos, Chararos, Rusios, quos alio nos nomine Nordmannos apellamu» [6].   А.С. Королёв предполагает, что представителями другого древнерусского княжества, зависимого от Киева. А исследования историка Фроянова И.Г., показывают, что они имели место быть и даже такой сторонник раннефеодальной монархии (при том доведённой до абсолюта) как Рыбаков Б.А.  указывал на наличие княжеского стола в Чернигове, основываясь на археологическом материале [7].

Сейчас, когда можно сделать историческую реконструкции похода средневековых  есть  большая вероятность, что  данный вопрос будет  скоро окончательно решён  и как автору кажется отнюдь не в пользу разгрома Итиля Святославом.

Даже у самих неоязычников фигурирует то 964, то 965 год  «Великой победы».

Вердикт — на данный момент не известен точный маршрут, год и даже есть сомнения в количестве походов Святослава

Великая победа?

Конечно неоязычники  серьёзно расстроятся (а что им ещё делать — нет бы реконструировать поход их любимого князя в духе Тура Хейрдала хотя бы), как же так опять какие –то «жидоучёные», «прислужники попов» пытаются украсть великую победу русского народа. По поводу последнего, надо сказать, что и некоторым православные публицисты (например Митрополит Иоанн (Снычев)) так же говорят о «великой победе», правда без придуманных дат. [8]

Хотя собственно, если даже принять  версию о разгроме 965 году (или двух походов), то все равно возникает вопрос: «а на сколько это победа великая», ведь её на сайте midgard-info.ru,  сравнивают с победой в Великой Отечественной Войне 1945 года.

Но читатель мог прочитать выше авторитетное мнение исследователя Скрыникова Р.Г.  о богатой и беззащитной стране, а нацистскую Германию ну никак не охарактеризовать такими словами, хотя думаю современным фанатикам может что угодно «по плечу».

Хазарский всадник

Данное отношение было вызвано  различными  тенденциозными работами. К примеру, как описано в весьма хорошей статье Новосельцова А.П.: «в ранних трудах Рыбакова наметилось стремление внедрить в историографию ряд положений и трактовок, не опирающихся на источники, надуманных, конъюнктурных Пример – его статьи начала 50-х годов о Хазарии. Их появление было связано с происходившей тогда «борьбой с космополитизмом». [9] Статьи эти были совершенно справедливо охарактеризованы М. И. Артамоновым как «извращающие подлинную историю хазар»: «В дальнейшем Рыбаков хазарской историей специально не занимался.»

Отметим следующее: в народной памяти не сохранилось не песен, не ещё каких-то либо памятников фольклора, ах да, спустя двести лет Даниил Заточник вспоминал поход Святослава на Константинополь. [10] А вот про «Великую победу» молчит.

Да и даже обратится к современникам Киевских князей, в норвежских сагах, где можно встретить и Игоря и князя Владимира, о Святославе и его «великой победе» ничего нет!

Великий апологет культа Святослава Лев Рудольфович Прозоров пытается нам доказать обратное, ссылаясь на стих [11] (который почему–то назван былиной) о Фёдоре Тироне (у Льва Рудольфовича — Тырянин).

Лев Прозоров, обратите внимание

на сходство с хазарским всадником

Однако — в стихе ясно говорится о православных христианах, да и сам герой — христианский святой, действие же происходит в Констатинове, против иудейского царя [12]. Да и ничего удивительного, иудеи воспринимались как сборище-богоубийца, не принявшее Христа, поэтому отношение к ним было не лучше (а то и хуже чем к язычникам): в одной из   редакций «Беседы трёх Святителей» упоминается Хорс -жидовин [13], да и этноконфессиональные стереотипы как показывает этнографический материал (ведь былины из народа же) уравнивают  у славян-христиан «жида» и «язычника» как чужих и  явно не дружелюбных [14].

Собственно, понятно что Лев Рудольфович просто фанатизирует ибо говорит «о ветрах с восточной стороны», вспоминая «Ой, то не вечер». Но и здесь опять мимо, песня-то казачья, да и называлась она так же «Сон Степана Разина» [15]. А с востока были и татары, и половцы, и печенеги и… Китайцы тоже оттуда!

Конечно есть ещё и жидовин богатырь, есть какие-то версии, что вполне возможно и хазары. Но… Почитав любое вменяемое исследование (основанное на исторических источниках) Хазарского каганата, хотя бы труды Артамонова, Новосельцева, Плетнёвой и так далее становится понятно, что могущество этого государства шло к упадку . Каганат постоянно враждовал с различными кочевниками, то и дела лавируя между нашими предками, Византией и исламскими странами. Князь Владимир окончательно наложил дань на Хазар, которые уже отказались от иудаизма и приняли ислам.

Вердикт —  сравнение с Великой Отечественной войной не более чем пропаганда. Победа над Хазарским каганатом закономерный итог его ослабления и усиления соседей

Ужасный иудейский каганат. 

Для любителей «жидомассонской темы» Хазария рисуется прямо исчадием ада, империй зла, но ведь прежде всего против христиан!

Куда же без них

А жестокость была повсеместна у не христиан, так Авары как нам пишет летописец запрягали славянских жён в телеги вместо волов…

Что же на самом деле? Хазарский каганат был, то что называется сейчас  мультикультурным государством с высокой религиозной терпимостью (правда вынужденной).  Говоря же об иудаизме, то читаем:

«В современной литературе есть определенная тенденция преувеличивать роль иудаизма в Хазарии и даже на Руси . Между тем источники для Х в. дают совершенно ясный ответ. Как мы уже видели, в Хазарии жили евреи (этнические) и часть хазар, принявших иудаизм. И те и другие тем не менее источниками пусть не совсем четко, но различаются. Одновременно известно, что сами хазары исповедовали и ислам, и христианство, и иудаизм, и языческие культы, причем показательно, что при перечислении этих религий иудаизм стоит на последнем месте . Ал-Истахри и Ибн Хаукаль даже прямо указывают, что последователей иудейской веры меньше всего. <…> Таким образом, о широком распространении иудейской религии среди населения Хазарии даже в Х в. говорить не приходится. Основная его масса исповедовала ислам, христианство или различные языческие культы.»[стр,153; 5]

Что-то похожее нам говорит и археология [16]

Но как обычно нам рисуют зловещий образ страшного врага, «Чудо-юдо» и так далее. Так наш знакомый Лев Прозоров  в своей книжонке [11] приписывает хазарам резню венгров. Хотя на деле мадьяры были их союзниками (часть даже из них кочевала вместе с ними), а кровавую резню учинили печенеги (кстати Рудольфович о них позитивно говорит) с болгарами. [стр.346-347; 4]

А славянскими рабами (равно как и другими пленниками) торговали все кочевники: и те же венгры и печенеги и хазары и…

Вердикт- не так страшен Хазарский каганат, как его малюют неоязычники и сторонники заговора иудеев

 

Итог

Но, как мы видим,  «Великая победа над Хазарией» построена на вопиющих мистификация и сомнительных представлениях, устаревших гипотезах и банальном антисемитизме доведённом до крайности белой горячки.

Конечно это не умиляет нисколько ратных подвигов наших предков.

А вот занижают их как раз эти самые неоязычники, для которых период с 988 года прямо пуст, но окромя победы в ВОВ разве что и то не все и для пропаганды-ведь народ у нас помнит!

Более, того из-за своих нелепых представлений родноверы  превращают  всё в  фарс(как обычно) :  получается славяне всё время прогибались под кого-то, то хазар, то коммунистов, а уж после Крещения так вообще можно молчать о победах. И только лишь появиться вождь, влезет на броневичок, ой вскочит на коня, да скажет: «да здгаствует миговая геволюция, товагищи», ой, опять оговорился,  «Иду на Вы» и всё изменится лучшему, если опять не случится нового заговора.

Источники:

1. Вот к примеру сайтик, там ещё пишут о Светославе (а не Свято) http://midgard-info.ru/heritage/3-iyulya-964-goda-velikaya-pobeda-nad-xazarskim-kaganatom.html дата обращения 01 июля 2015 года

3. Сведения Ибн Хаукаля о походе Руси времен Святослава // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1975 г. М. Наука. 1976; http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Haukal/frametext4.htm дата обращения 01 июля 2015 года.

4. М.И. Артамонов «История хазар»// Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.

Под редакцией и с примечаниями Л.Н. Гумилёва

5. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа, – М.: Наука, 1990

6. С. А. Чарный ВОСТОЧНЫЙ ПОХОД СВЯТОСЛАВА КИЕВСКОГО // «Древности Кубани, г. Краснодар,. — 2000 г.. — № вып. 16.. — С. [26] — конец страницы. http://annals.xlegio.ru/rus/svt_east.htm дата обращения 01 июля 2015 года

7. А.С. Королёв. Святослав. — (Жизнь замечательных людей). — М.: Молодая гвардия, 2011. — С. 168-174. — 384 с.

8. Статья на сайте http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/svjatoslav_ig.php митрополита Иоанна;дата обращения 01 июля 2015 года

9. Новосельцев А. П. «Мир истории» или миф истории? // Вопросы истории. — 1993. — № 1. — С. 23—32.

10. Моления Даниила Заточника http://www.litmir.me/bd/?b=52123

11. Глава 3.»Святослав Хоробре: Иду на вы!» (М.: Белые альвы, 2006)

12. Духовный стих «Федор Тирин»http://www.rusland.spb.ru/sl_2_2.htm, записан Кириевским П.В., опубликован впервые П.А.Бессонова («Калики перехожие», М., 1861 — 1864)

13. Цит. по: Мансикка В.Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2005. С. 164.

14. Белова О.В.Этноконфессиональные стереотипы в славянских народных представлениях // Славяноведение. 1997. № 2. http://kapija.narod.ru/Ethnoslavistics/bel_ettnokonf.htm

15. Отсылаю к Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B9,_%D1%82%D0%BE_%D0%BD%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80 дата обращения 01 июля 2015 года

16.Флёров В. С., Флёрова В. Е. Иудаизм в степной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников // Хазары. Материалы Первого и Второго международных коллоквиумов / Ред. В. Петрухин, В. Москович и др. М., 2005. С. 185–206

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *