Ортодоксальный талмудический иудаизм (т.е. Богоборческий) утверждает, что когда Всевышний давал Моисею письменные заповеди, Он также передал ему тайную Устную Традицию, или Устную Тору. Это якобы кодекс поведения, и данная интерпретация передается из поколения в поколение. Устный Закон якобы является расширенной инструкцией Господа к тому, как исполнять 613 заповедей Торы, в дополнение к основным повелениям Бога.
Интересно то, что сейчас Устная Тора имеется записано, примерно в 200 г. н.э. Рабби Йегуда гаНаси записал основные положения Устной Торы, из-за страха что мол они якобы могут быть утеряны. Но действительно ли Моисей получал постановления Устной Торы? Если вкратце ответить то безусловно — нет. И это легко доказать.
Во-первых, если Устная Тора на самом деле снизошла от Синая, тогда совершенно сверхъестественным является то, как она передавалась на протяжении более тысячи лет без изменений. Я просто не могу запомнить банальные пять вещей, которые жена просит меня купить в магазине — если не запишу их в список! Но если с Устной Торой все обстояло таким сверхъестественным образом, тогда Рабби Йегуде гаНаси не было смысла записывать Устную Тору в 200 г. н.э. Если уж Господь так следил за сохранением Устной Торы от дней жизни Моисея, тогда Он точно продолжил бы это дело.
Во-вторых, не может быть Устной Торы потому, что в дни царя Иосии, когда народ утратил Книгу Закона, дошло до того что они не знали, что такое Песах и как его праздновать! Храм был разрушен, и царь Иосия приказал восстанавливать его. Во время этих событий свитки Торы были найдены.
И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем (4-я Царств 22:8)
Царь созвал собрание народа и все собравшиеся слушали Книгу Завета. Вместе они возобновили свой договор с Богом. И тогда Царь Иосия постановил празднование Песаха в народе.
И повелел царь всему народу, сказав: «совершите пасху Господу Богу вашему, как написано в сей книге завета» — потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских;
а в восемнадцатый год царя Иосии была совершена сия пасха Господу в Иерусалиме.
(4-я Царств 23:21-23)
Резюмируя вышесказанное — Тора была утрачена, когда Храм разрушили. Царь Израиля и священники даже не знали, что такое Песах, или как минимум не знали никаких деталей его празднования. В Мишне (записанной Устной Торе, являющейся частью Талмуда) очень много говорится о Песахе — по факту, существует целый трактат Песахим, который учит как правильно праздновать Песах — он должен был быть известен и до и после дней царя Иосии.
Так что, если и существовал некий Устный Закон, что передал Моисей, он точно был забыт. И в отличии от записанной Торы, которая была найдена в развалинах Храма, невозможно было бы найти там Устную Тору.
В-третьих, в Торе существует интересный отрывок, который аннулирует идею не записанной Торы. Когда Моисей спустился и передал народу все заповеди и законы Господни, весь народ сказал:
И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем. И написал Моисей все слова Господни (Исход 24:3,4)
Куда уж яснее? Всевышний передал все Свои законы Моисею, и Моисей записал их все. На иврите это звучит «коль диврэ Адония» — все слова Господни. Нет никакой тайной Устной Традиции, все было записано. (Ради интереса просмотрите несколько других мест: Второзаконие 30:10, 31:9, 24, 26 и книга Иисуса Навина 1:8)
И в-четвертых, единственная и главная причина того, что Слово Божье должно быть записано — это Его желание защитить Израиль от обмана. Устная Тора привела бы ко всевозможным двусмысленным интерпретациям, и многие захотели бы использовать ее в своих собственных целях. Нужно помнить, что наши предки, Сыны Израиля, проходили через разные периоды, в которых нередко они забывали Господа. Мало того, что Устный Закон в таком случае использовался бы лидерами того времени в своих целях — он в итоге был бы полностью проигнорирован и забыт.
Так откуда же пришла к нам Устная Тора?
Один из наиболее уважаемых знатоков Талмуда в мире, Майкл Родкинсон, пишет в первых абзацах своей научной книги «История Талмуда»:
Название Письменная Тора было дано непосредственно Пятикнижию (Торе), Пророкам и Писаниям. Устной Торой считаются все учения мудрецов и их комментарии к тексту Священного Писания.
Другими словами, Устная Тора — это сборник комментариев, учений и мнений еврейских лидеров, живших на протяжении столетий. Это то же, что и учение какого-нибудь популярного автора сегодня… как если бы он жил тысячу лет назад.
К примеру, не так давно один из влиятельных религиозных лидеров Израиля, Рабби Хаим Каневский, постановил, что пользование айфонами и прочими смартфонами аморально (из-за простоты доступа к порнографии), и ортодоксальные иудеи не должны ими пользоваться. В современном иудаизме такого рода постановления обязательны. На том основании, что их бог «дал раввинам авторитет делать подобные заявления». Если бы это случилось в 300 г. н.э. (когда идея айфонов была еще совсем в зародыше), то такое постановление было бы записано в Талмуде.
Не все в Талмуде плохо, и не все хорошо. Это только мнения и традиции. Вот и все.
Предания старцев
Господь Иисус Христос явно отрицал то, что со 2 века начали именовать Устным Законом якобы данном на Синае, поскольку Он называл его «преданиями старцев». Да и не только он, сами фарисеи обращались к этой традиции как к «преданиям старцев» (Матфея 15:2).
Господь наш упрекал фарисеев, что они ставят эти предания выше Слова Божьего (Марка 7:9). Так что, нет никакого библейского основания идее, что Устная Тора является сопровождением Письменной Торы, полученной Моисеем на Синае.
Использованы материалы Рона Кантора