ПОСЛЕДОВАНИЕ ЧАСОВ В НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Час первый

При открытых царских вратах. Священник в епитрахили, фелони и, по традиции, в поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. (полную службу с параллельным переводом на русския язык и с сылками на Библейские источники смотрите по ссылке http://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/rh01.shtml)

Начало обычное.

Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне»,

Приидите, поклонимся, трижды.

Псалом 5: Глаголы моя внуши, Господи: С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение окрест Евангелия, затем кадит алтарь, иконостас, весь храм и народ.

Псалом 44: Отрыгну сердце мое слово благо:

Псалом 45: Бог нам Прибежище и Сила:

Слава, и ныне, аллилуиа, трижды. Господи помилуй, трижды.

хор или чтец:Слава, тропарь предпразднства, глас 4:

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение: наста же время рождества и место ни едино же бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ.

И ныне, Богородичен:

Что Тя наречем, о Благодатная:

Таже тропари сия по дважды поем, глас 8:

Вифлееме уготовися, благоукраситеся ясли, вертепе приими, Истина прииде, сень мимотече, и Бог человеком от Девы явися, вообразився якоже мы, и обожив плоть. Тем Адам обновляется со Евою зовуще: на земли благоволение явися спасти род наш. Дважды.

Таже поем, глас 3:

Стих: Бог от юга приидет и Святый из горы приосененныя чащи.

Ныне пророческое прорицание исполнитися грядет, тайно глаголющее: и ты Вифлееме, земле Иудова, никакоже наречешися менши во владыках предуготовляющи вертеп. Из тебе бо Ми изыдет Игумен языков во плоти, от Девы Отроковицы Христос Бог, Иже упасет люди Своя новаго Исраиля: дадим Ему вси величие.

Стих: Господи, услышах слух Твой и убояхся, Господи, разумех дела Твоя и ужасохся. Паки тойже тропарь.

Слава, глас 8:

Сия глаголет Иосиф к Деве: Марие, что дело сие, еже в Тебе зрю; недоумею и удивляюся, и умом ужасаюся: отай убо от мене буди вскоре. Марие, что дело сие, еже в Тебе вижу; за честь, срамоту: за веселие, скорбь: вместо еже хвалитися, укоризну ми принесла еси. Ктому не терплю уже поношений человеческих: ибо от иерей из церкве Господни яко непорочну Тя приях, и что видимое;

И ныне, паки тойже.

Диакон произносит: «Вонмем».

Чтец – Прокимен, глас 4: Господь рече ко мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.

Стих: Проси от мене, и дам Ти языки достояние Твое и одержание Твое концы земли.

Диакон: «Премудрость». Чтец: Пророчества Михеина чтениеДиакон: «Вонмем».[Глава 5]

Тако глаголет Господь: и ты Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудовых; Из тебе бо мне изыдет старейшина, еже быти в княза во израили: и исходи Его из начала от дней века. Сего ради даст я, до времени раждающая родит, и прочии от братий Его обратятся к сыновом Израилевым. И тсанет, и узрит, и упасет стадо Свое крепостию Господь. И в славе имени Господа Бога своего пребудут: зане ныне возвеличится даже до конец земли.

Диакон: «Премудрость». Чтец: Ко еврем послания святаго апостола Павла чтение Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол: Многочастне и многообразне: (Евр., зач. 303). Обычно после чтения Апостола иерей вполголоса произносит: «Мир ти», на что чтец также вполголоса отвечает: «И духови твоему».

«Аллилуия» после Апостола не положено, но сразу диакон возглашает: «Премудрость, про́сти, услышимсвятагоЕвангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие Матфеа, зач. 2.

Посем:

Стопы моя направи:

По Трисвятом кондак, глас 3:

Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй вселенная услышавши, прослави со ангелы и пастырьми, хотящаго явитися Отроча младо Превечнаго Бога.И прочее перваго часа: Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны и благослови ны…». Чтец: «Аминь». Иерей: «Христе́, Све́теИ́стинный…».

 

Час третий

Тут же Чтец: Приидите, поклонимся, трижды.

Псалом 66: Боже ущедри ны и благослови ны: иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас, предстоятеля и молящихся.

Псалом 86: Основания его на горах святых:

Псалом 50: Помилуй мя Боже:

Слава, и ныне, аллилуиа, трижды. Господи помилуй, трижды.

Слава, тропарь, глас 4:

Написовашеся иногда:

И ныне, Богородичен:

Богородице, Ты еси Лоза истинная:

Таже тропари сия по дважды поем, глас 6:

Сей Бог наш, не вменится ин к Нему, родивыйся от Девы, и с человеки поживе: во яслех убогих, Сын Единородный, лежащь видится Человек: и пеленами повивается Иже славы Господь: и волхвом звезда возвещает в Его поклонение. И мы поим: Троице Святая, спаси души наша. Дважды.

Таже поем, глас 8:

Стих: Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи.

Прежде Рождества Твоего, трепетно зряще таинство Твое Господи, разумная воинства дивляхуся: якоже бо младенец родитися благоизволил еси, небо Украсивый звездами, и во яслех безсловесных возлежиши, дланию Содержай всея земли концы: таковым бо смотрением уведено бысть милосердие Твое, Христе. Велия милость Твоя, слава Тебе.

Стих: Господи, услышах слух Твой и убояхся, Господи, разумех дела Твоя и ужасохся. Паки тойже тропарь.

Слава, глас 3:

Иосифе рцы нам, како юже от святых приял еси Деву, непраздну приводиши в Вифлеем; Аз, рече, пророки испытах, и весть прием от ангела, уверихся, яко Бога родит Мариа несказанно, Емуже на поклонение волсви от востоков приидут, с дары честными служаще. Воплотивыйся нас ради Господи, слава Тебе.

И ныне, паки тойже.

«Вонмем». Чтец –Прокимен, глас 4: Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам.

Стих: Егоже начальство быть на раме Его.

Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Вару́ховачтение». Диакон: «Вонмем». Чтецчитаетпаримию (главы 3 и 4). Пророчества Иеремиина чтение [Глава 3: Варуха 5 и 4] Сей Бог наш, не приложится ин к Нему Изобрете всяк путь художества, и даде Иакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем же на земли явися и с человеки поживе. Сия книга повелений Божиих, и закон сый во веки, вси держащиися ея в живот, оставившии ея умрут. Обратися Иакове, и имися ея, поиди к сиянию прямо света ея. Не даждь иному славы твоея, и полезных тебе языку чуждему. Блажени есмы Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть.

Диакон: «Премудрость». Чтец: «К галатом послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Гал., зач. 208 Братие, прежде пришествия веры под законом стрегоми бехом:). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышимсвятагоЕвангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Луки святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие Луки, зач. 5.

По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Господь Бог благослове́н…», Трисвятое. По«Отченаш»иерей–возглас: «ЯкоТвоеестьЦарство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Боже, Отче Вседержителю…».

 

Час шестый

Чтец: Приидите, поклонимся, трижды.

Псалом 71: Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву: иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают малое каждение храма, как на 3-м часе.

Псалом 131: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его:

Псалом 90: Живый в помощи Вышняго:

Слава, и ныне, аллилуиа, трижды. Господи помилуй, трижды.

Слава, тропарь, глас 4:

Написовашеся иногда:

И ныне, Богородичен:

Яко не имамы дерзновения:

Сия тропари по дважды поем, глас 1:

Приидите вернии возведемся божественне, и видим схождение Божественное свыше, в Вифлееме к нам явленне: и умом очистившеся житие принесем добродетели, вместо мvра предуготовляюще верно рождественныя входы, от душевных сокровищ зовуще: в вышних слава Богу Сущему в Троице: Егоже ради в человецех благоволение явися, Адама избавляя первородныя клятвы, яко Человеколюбец. Дважды.

Глас 4:

Стих: Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи.

Слыши небо и внуши земле, да подвижатся основания, да приимут трепет преисподняя: яко Бог же и Творец в плотское одеяся здание, и Иже державною рукою Создавый тварь, утробы зрится здание. О глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытаны судьбы Его, и неизследовани путие Его.

Стих: Господи, услышах слух Твой и убояхся, Господи, разумех дела Твоя и ужасохся. Паки тойже тропарь.

Слава, глас 5:

Приидите христоноснии людие, да видим чудо, всякий разум ужасающее и обдержащее: и благочестно воспевающе вернии, поклонимся. Днесь в Вифлееме непраздна сущи Дева приходит родити Господа: лицы же ангельстии предтекут. И сия видев вопияше Иосиф обручник: что еже в Тебе странное таинство, Дево, и како хощеши родити, неискусобрачная Юнице;

И ныне, паки тойже.

Диакон: «Вонмем». Чтец –Прокимен, глас 4: Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается.

Стих: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене.

Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение.». Диакон: «Вонмем». [глава 7 и 8]

Приложи Господь глаголати ко Ахазу, глаголя: проси себе знамения у Господа Бога твоего, во глубину или в высоту. И рече Ахаз: не имам просити, ниже искусити Господа. И рече Исаиа: услышите убо доме Давидов, еда мало вам труд подаяти человеком, и како Господу труд даете? Сего ради дастГосподь Сам вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Его Еммануил. Масло и мед имать снести, прежде неже уведети Ему, или изволити лукавое, изберет благое: зане прежде неже разумети отрочати благое или злое, отринет лукавая, и изберет благое. И рече Господь ко мне: приими себе свиток нов велик, и напиши в нем писалом человеческим, еже скоро пленение сотворити корыстем: настоят бо. И свидетели мне сотвори верны человеки, Урию иереа, и Захарию сына Варахиина. И приступих ко пророчице, и во чреве прият, и роди сына. И рече мне Господь: нарцы имя ему, Скоро плени, и напрасно испроверзи. Зане прежде неже разумети отрочати прозвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския, прямо царю Ассирийскому. С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: услышите даже до последних земли, могущии покаряйтеся: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.

Диакон: «Премудрость». Чтец: «Ко евреем послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Евр., зач. 304). В начале Ты Господи землю основал еси:

Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышимсвятагоЕвангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие Матфеа, зач. 3.

По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: Таже, Скоро да предварят ны щедроты Твоя: и прочее, Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Боже и Господи Сил…».

 

Час девятый

Чтец: Приидите, поклонимся, трижды.

Псалом 109: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене: иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают каждение всего храма, как на 1-м часе.

Псалом 110: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме:

Псалом 85: Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз:

Слава, и ныне, аллилуиа, трижды. Господи помилуй, трижды.

Слава, тропарь, глас 4:

Написовашеся иногда:

И ныне, Богородичен:

Иже нас ради рождейся от Девы:

Таже тропари сия по дважды поем, глас 7:

Удивляшеся Ирод, зря волхвов благочестие, и гневом побеждаемь, лета испыташе разстояния. Матери безчадствуемы бываху, и безвременный возраст младенцев горце пожинашеся. Сосцы ссыхахуся, и источницы млечнии удержавахуся, велие бяше лютое: темже благочестно вернии сошедшеся поклонимся Христову Рождеству. Дважды.

Тропарь, глас 2:

Стих: Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи.

Егда Иосиф, Дево, печалию уязвляшеся, к Вифлеему идя, вопияла еси к нему: что Мя зря непраздну, дряхлуеши и смущаешися, не ведый всяко еже во Мне страшнаго таинства; прочее отложи страх всяк, преславное познавая. Бог бо низходит на землю милости ради, во чреве Моем ныне, аще и плоть прият: Егоже раждаема узриши, якоже благоизволи, и радости исполнився поклонишися яко Зиждителю твоему. Егоже ангели поют непрестанно, и славословят со Отцем и Духом Святым.

Стих: Господи, услышах слух Твой и убояхся, Господи, разумех дела Твоя и ужасохся. Паки тойже тропарь.

Канонарх (по Типикону – диакон) читает возгласно стихиру, глас 6:

Днесь раждается от Девы рукою всю Содержай тварь: пеленами якоже земен повивается, Иже существом неприкосновенен Бог: в яслех возлежит Утвердивый небеса словом в началех: от сосцев млеком питается, Иже в пустыни манну Одождивый людем: волхвы призывает Жених церковный, дары сих приемлет Сын Девы. Покланяемся Рождеству Твоему, Христе: покланяемся Рождеству Твоему, Христе: покланяемся Рождеству Твоему, Христе, покажи нам и божественная Твоя Богоявления. И творим три малых поклона.

По окончании стихиры иерей или диакон возглашает многолетия. 1-е прошение: «Великому Господину…», 2-е прошение: «Всем православным христианом…». На каждое прошение хор поет: «Многая лета» (трижды).

Затем священник или диакон возглашает многолетия:

Святейшим патриархам православным: Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому, Грузинскому, Сербскому, Румынскому, Болгарскому, и всех прочих автокефальных церквей предстоятелям, многая лета.

Великому господину и отцу нашему, святейшему патриарху Московскому и всея Руси (имя), многая лета.

Господину нашему Преосвященнейшему (имя), епископу (имя его области)с богохранимой его паствою многая лета.

Преосвященным митрополитам, архиепископам и епископам, настоятелю святого храма сего, и всему священному причту многая лета.

Христианского благочестия ревнителям и защитникам Христовой Церкви и всем православным христианам подай, Господи, тишину и благоденствие, и изобилие плодов земных, и многая лета.

В монастырях:Спаси, Христе Боже, преподобного отца нашего игумена (или архимандрита, – имя), с братией во Христе, и святую обитель сию в мире сохрани, и храм сей святой утверди во веки веков. Аминь.

Хор: Спаси Христе Боже. (3)

Во время часов праздничное многолетие возглашается только в монастырях. В соборных же и приходских храмах – по окончании Литургии (или вечерни, если навечерие пришлось на субботу или воскресенье).

Слава, и ныне, глас 6:

Днесь раждается от Девы …

Диакон: «Вонмем». Чтец – Прокимен, глас 4: Мати Сион речет: человек и человек родися в нем.

Стих: Основания его на горах святых.

Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец:

Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его велика совета ангел. Чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века: приведет бо мир на начальники, и здравие Его. И велие начальство Его, и мира Его несть предела, на престол Давидов, и на царство его исправити е, и заступити е судьбою и правдою, от ныне и до века: ревность Господа Саваофа сотворит сия.

Диакон: «Премудрость». Чтец: «Ко евреом послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает [зач. 306] Братие, Святяй и освящаемии:

Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышимсвятагоЕвангелия».Иерей: «Мирвсем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие Матфеа, зачало 4.Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». По прочтении Евангелия иерей в предшествии диакона вносит Евангелие в алтарь, осенив им, согласно обычаю, народ крестообразно с амвона. Диакон затворяет царские врата, завеса же остается открытой до отпуста изобразительных (в некоторых храмах завеса закрывается и вновь отверзается с началом изобразительных). Чтец – тропарь: «Не преда́ждьнасдоконца…», Трисвятое. По«Отченаш»иерей–возглас: «ЯкоТвоеестьЦарство…». Чтецилихор: «Аминь», икондакпредпразднства, глас 3-й: «ДеваднесьПревечноеСлово…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иженавсякоевремя…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Господи, Иисусе Христе…».

По заключительной молитве 9-го часа начинается чтение изобразительных3: «Благослови, душе́ моя, Господа…», «Слава»–«Хвали, душе́ моя, Господа…», «Иныне»–«Единоро́дныйСыне…», «ВоЦарствииТвоем…»4, «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный…», «Приступи́текНему…», «ЛикНебесный…», «Слава»–«Ликсвятых Ангел…», «И ныне» – «Осла́би, оста́ви…»5, «Отче наш», возглас: «Яко Твое есть Царство…»; хор или чтец – кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово…», чтец: «Господи, помилуй» (40 раз); молитва «Всесвятая Троице…»6. Диакон: «Премудрость». Хор: «Достойно есть…», кончая словами «и Матерь Бога нашего». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит отпуст (на амвоне, при затворенных царских вратах).

 

Вечерня же бывает с литургиею Василия Великаго в свое время.

По установившейся церковной практике, сразу после отпуста изобразительных совершается Литургия свт. Василия Великого, которая начинается великой вечерней. Между тем, Устав специально оговаривает время начала богослужения «при часе́ 7-мдне́», т. е. по-нашему – в 1-м часу дня (см. Типикон, 25 декабря)7. Таким образом, по мысли Типикона, вечерня с Литургией св. Василия Великого совершается отдельно от последования часов на́вечериядлятого, чтобыобеспечитьейболееторжественноеслужение. Бываетзвон в великий кампа́нивовсятяжкая.

Перед началом Литургии иерей с диаконом молятся в алтаре перед престолом: «Царю Небесный…», «Слава в вышних Богу…» и т. д. Затем диакон, выйдя на амвон, произносит: «Благослови, владыко». Иерей – возглас: «Благословено Царство…». Хор: «Аминь». Предстоятель (по сложившейся практике – чтец): «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Предстоятель (по сложившейся практике – чтец): «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…»и 103-йпсалом (священникчитаетсветильничныемолитвыпередцарскимивратами)8. Великая ектения9. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «А́вгустуединонача́льствующуназемли́…» (вовремяпениястихирсвященникзаканчиваетпроскомидию).

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 1-й: «Ми́лость Твоя́, Го́споди…», стих: «Госпо́дьпасе́тмя…».

Чтение восьми паримий праздника. После 3-й паримии, по обычаю, отверзаются царские врата. Чтец возглашает: «Глас шестый» и сам поет тропарь: «Тайно родился еси в верте́пе…». ПоУставу, кактропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. Поэтому исполнение этих тропарей со стихами совершается в следующем порядке:

Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в верте́пе, ноНебоТявсемпропове́да, якожеуста́, звезду́ предлага́я, Спа́се, иволхвы́ Типриведе́, вероюпокланя́ющиясяТебе», исампоет: «Сни́мижепомилуйнас».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́мижепомилуйнас».

Чтец произносит 1-й стих: «Основания Его на гора́хсвятых, любитГосподьврата́ Сио́няпа́чевсехселенийИа́ковлих, преславнаяглаго́лашасяотебе, гра́деБожий. Помяну́ Раа́виВавилона, ве́дущимМя. Иволхвы́ Типриведе́, вероюпокланя́ющиясяТебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́мижепомилуйнас».

Чтец произносит 2-й стих: «И се иноплеме́нницы, иТир, илюдиеЕфио́пстии, си́ибы́шата́мо. Ма́тиСионрече́т: Человек, иЧеловекроди́сявнем, иТойоснова́ и́ Вышний. Иволхвы́ Типриведе́, вероюпокланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́мижепомилуйнас».

Чтец произносит 3-й стих: «Господь пове́стьвписа́ниилюдейикнязе́йсих, бывшихвнем, яковеселя́щихсявсехжилищевТебе. Иволхвы́ Типриведе́, вероюпокланя́ющиясяТебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́мижепомилуйнас».

Чтец произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И волхвы́ Типриведе́, вероюпокланя́ющиясяТебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́мижепомилуйнас».

Чтец произносит: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. И волхвы́ Типриведе́, вероюпокланя́ющиясяТебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́мижепомилуйнас».

Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем пропове́да, якожеуста́, звезду́ предлагая, Спа́се, иволхвы́ Типриведе́, вероюпокланя́ющиясяТебе», исампоетегоокончание: «Сни́мижепомилуйнас».

Затворяются царские врата. Так же исполняется тропарь и по 6-й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «Жизнодавче, слава Тебе».

По окончании 8-й паримии отверзаются царские врата. Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш…»10. Поется Трисвятое. По Трисвятом тотчас диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 1-й: «Господь рече́ коМне: СынмойесиТы, Азднесьроди́хТя»; стих: «Проси́ отМене, идамТиязы́кидостояниеТвое, иодержа́ниеТвое–концыземли́».

Апостол – Евр., зач. 303.

Аллилуиарий, глас 5-й: «Рече́ ГосподьГо́сподевимоему: седи́ одесну́юМене, до́ндежеположу́ врагиТвояподно́жиеногТвоих11»; стих: «Жезл силы по́слетТиГосподьотСиона, игосподствуйпосреде́ враговТвоих»; стих: «Изчревапреждеденни́цыроди́хТя».

Евангелие – Лк., зач. 512.

По Уставу, на Литургии после Евангелия царские врата затворяются. Сугубая ектения: «Рцем вси…» и далее по чину Литургия свт. Василия Великого.

Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…».

Причастен «Хвали́теГо́сподасНебес…».

Отпуст (краткий праздничный): «Иже в верте́пероди́выйсяивя́слехвозлеги́й, нашегорадиспасения, Христос, ИстинныйБогнаш, молитвамиПречистыяСвоеяМатереивсехсвятых, помилуетиспасетнас, якоБлагиЧеловеколюбец».

По отпусте Литургии на середине храма поставляется горящий светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника Рождества Христова, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…», «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3-й: «Дева днесь Пресу́щественнагораждает…». (Величаниенепоется.) Затем поются многолетны: «Великаго господина…».

Примечание. «И вхо́дим в трапе́зу, и яди́м варе́ние со еле́ем, ры́бы же не яди́м. Вино́ же пие́м, благодаря́ще Бо́га» (Типикон, 25 декабря)13.

Сноски:

1 После возгласа ектении «Яко милостив…» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст.

2 Молитвы часов, читающиеся после конечного возгласа иерея, именуются в афонской традиции «старческими» (см.: Святогорский Устав церковного последования. М.; Афон, 2002. С. 18, 23), поскольку читаются предстоятелем (т. е. игуменом монастыря) или старцем (т. е. наиболее уважаемым монахом). В традиции Русской Церкви молитва 1-го часа произносится иереем, а молитвы прочих часов – чтецом.

3 По церковному обычаю, во время чтения изобразительных иерей с диаконом на амвоне читают входные молитвы перед совершением Литургии, испрашивают прощение друг у друга, у народа и затем, облачившись во все священные одежды в алтаре, начинают проскомидию. Впрочем, если священник служит один, то входные молитвы и проскомидию он может совершить и перед царскими часами.

4 Пение на блаженнах тропарей из рядовых песней праздничного канона, а также чтение Апостола и Евангелия после них не полагается (см.: Минея-Декабрь. Ч. 2. С. 329).

5 Поскольку в этот день вместе с вечерней служится Литургия, то на изобразительных не читается Символ веры (см.: Минея-Декабрь. Ч. 2. С. 330).

6 Поскольку в этот день вместе с вечерней служится Литургия, то на изобразительных не читается псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время…» (см.: Минея-Декабрь. Ч. 2. С. 331).

7 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.

8 Если служит архиерей, то после отпуста изобразительных все духовенство выходит боковыми вратами на середину храма, а архиерей – через открытые царские, которые по выходе закрываются. Затем совершаются обычные молитвы перед началом Литургии («Царю Небесный…», «Слава в вышних Богу…» и т. д.), старший священнослужитель и диакон, взяв благословение, идут в алтарь. Открываются царские врата; священник – в алтаре, а диакон на амвоне, близ образа Спасителя, оба кланяются престолу, затем архиерею. Диакон, встав посредине амвона лицом к престолу, возглашает: «Благослови, Владыко», священник, взяв Евангелие, начертывает им Крест над антиминсом и возглашает: «Благословено Царство…», после чего оба творят поклон пред престолом и архиерею; царские врата закрываются. Хор: «Аминь», и обычное начало.

9 Если служит архиерей, то после возгласа священники уходят в алтарь.

10 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш…» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя…». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя…» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже…». (См.: Определения Священного Синода <о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя…»>, заседание 17 июля 1997 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. С. 15–16.)

11 В Апостоле: «…подно́жиянога́маТвои́ма».

12 «В „Московских церковных ведомостях“, 1900, № 50, в статье „О чтении Апостола и Евангелия на вечерне в на́вечериеРождестваХристовавсубботуиНеделю“ (даннуюстатьюсм. в«Богослужебныхуказаниях»на 2001 год, с. 632–641. – Сост.) замечено и основательно доказано, что в нашем Уставе – ошибка и что исправить ее надобно таким образом: в навечерие Рождества Христова всегда следует читать из Послания к Евреям, зачало 303 и Евангелие от Луки, зачало 5, и если навечерие случится в понедельник, вторник, среду, четверг и пяток, то читать на Литургии Василия Великого, сливающейся в один состав с вечерней; если же навечерие случится в субботу или воскресенье, то – на великой вечерне, совершаемой отдельно от Литургии Златоуста. Следовательно, праздничные чтения (Евр. 303 и Лк. 5) никогда и ни при каком условии не должны быть отменяемы и заменяемы другими.

В субботу пред Рождеством Христовым, если она с тем вместе будет субботой пред Неделей святых отцов, пред Рождеством Христовым, то есть если случится в период с 18 по 23 декабря, на Литургии Златоуста надобно читать Гал. 205 и Лк. 72. Если же сия суббота будет следовать за Неделей пред Рождеством Христовым, то есть если случится 24 декабря, то на Литургии Златоуста надобно читать Гал. 207 и Мф. 53; на вечерне же, как сказано выше, Евр. 303 и Лк. 5; что же касается Гал. 205 и Лк. 72, то они в этом случае читаются в субботу, предшествующую Неделе святых отцов, пред Рождеством Христовым» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 379–380).

13 В Рождественский сочельник церковные правила предписывают наиболее строгое пощение (до трапезы после вечерни), напоминая древний обычай оглашенных, готовящихся к принятию Таинства Крещения. В Русской Церкви издавна существует благочестивый обычай поститься до позднего вечера – до появления первой звезды.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *