«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все что вы Мои ученики если будете иметь любовь между собою.» Иоанна (13:34-35)
МУЖ
I ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1) Муж-мужчина (Быт.1:27-28)
2) Муж-есть образ и слава Божия (1Кор.11:7)
3) Муж создан для славы Божией (Быт.1-28)
4) Всякому мужу глава Христос (1Кор.11:3)
II МУЖ ОБЯЗАН:
1) Оставить своего отца и мать и прилепиться к своей жене и стать с ней одной плотью. (Быт.2:24)
2) Любить свою жену как самого себя, как свое тело (Еф.5:29)
3) Питать и греть свою жену (Еф:5:29)
4) Благоразумно обращаться с женой (1Пет.3:7)
5) Оказывать жене честь (1Пет.3:7)
6) Оказывать жене должное благорасположение (1Кор.7:4)
7) Передать своей жене полную власть над своим телом (1Кор.7:4)
8) Быть всегда трезвым, целомудренным,благоразумным, сдержанным, держать себя с достоинством, быть гостеприимным, не сребролюбивым, должен быть хорошим главой собственного семейства, держать своих детей в повиновении и должном уважении к себе (1Тим.3:3-4)
9) Быть верным жене до смерти (Мф.19:6)
10) Быть попечительным о семье (1Тим.5:8)
III МУЖУ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1) Желать жены ближнего своего (Втор.5:21)
2) Смотреть на другую женщину с вожделением (Мф.5:28)
3) Разводиться с женою (Мф.19:6)
4) Прелюбодействовать (1Кор.6:9-10)
5) Уклоняться от жены, разве по согласию для упражнения в посте и молитве (1Кор.7:5)
6) Быть суровым к жене (Кол.3:19)
ЖЕНА
I ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1) Жена -женщина (Быт.1:27-28)
2) Жена-есть слава мужа (1Кор.11:7)
3) Жена -создана для мужа (1Кор.11:8-9)
4) Жене- глава муж (1Кор.11:3)
II ЖЕНА ОБЯЗАНА:
1) Любить мужа и детей (Тит.2:4)
2) Повиноваться своему мужу как Господу (Еф.5:22-23)
3) Бояться (уважать) своего мужа (Еф.5:33)
4) Быть и учиться в безмолвии-со всей покорностью (1Пет.3:7)
5) Заботиться о красоте своего духа-кротости и смирения (1Пет.3:3)
6) Оказывать мужу должное благорасположение (1Кор.7:3)
7) Быть целомудренной, чистой, богобоязненной, стыдливой (1Пет.3:2-4)
8) Быть благочестивой и добродетельной (Пр.31)
9) Быть во всем верной мужу до смерти (1Кор.6:39)
10) Заботиться об устроении дома (Пр.14:1)
III ЖЕНЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1) Домогаться власти над мужем (1Тим.2:12)
2) Учить мужа (1Тим.2:11-12)
3) Разводиться с мужем (1Кор.7:10)
4)Прелюбодействовать (1Кор.6:9-10)
5) Уклоняться от мужа, разве по согласию для упражнения в посте и молитве (1Кор.7:5)
6) Быть сварливой (Пр.21:9)
7) Быть не мудрой, но глупой (Пр.14:1)
Учтем и высказывание преп. Серафима Саровского, дающему совет юноше вступающему в брак: «За нехранение чистоты, за несоблюдение постов супругами дети родятся мертвыми, часто болеют а при нехранении праздников и воскресных дней жены умирают родами» (Дивеевская летопись).
Понятие о БРАКЕ по страницам Священного ПИСАНИЯ:
А. Бог и брак
1. Бог чтит брак
— установлен в саду Едема => Быт 2:18,21-24 {C}
— заповедь повторена в Новом Завете => Мф 19:5 ; Еф 5:31
— установления в Ветхом Завете => Лев 20:10-21 ; Чис 36:1-12 ; Втор 25:5-10
— Иисус на свадьбе => Ин 2:1,2
— должно чтить брак => Мал 2:15 ; Евр13:4
2.Моногамия и полигамия
— моногамия — это идеал => Быт 2:24 ; 1Тим 3:2,12
— полигамия в Ветхом Завете => Быт 29:16-30 ; 1Цар 1:1,2 ; 1Цар 25:42,43 ; 3Цар 11:1-3
— полигамия приводит к конфликтам => Быт 30:1 ; Лев 18:18 ; 1Цар 1:3-8
3. Прелюбодеяние
— запрещено во всех случаях => Исх 20:14 ; Лев 18:20
— прелюбодей не наследует Царства Божия, => Гал 5:19-21 ; 1Кор 6:9
— см. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ
4. Браки с неверующими запрещены
— в законе Ветхого Завета => Исх 34:15,16 ; Втор 7:3,4
— примерами из Ветхого Завета => Суд 16:4-21 ; 3Цар 11:1-8 ; Езд 9:1-5,10-15 ; Неем 13:23-27
— в Новом Завете => 1Кор 7:12-16 ; 2Кор 6:14-18
5. Постоянство брака
— брак — союз на всю жизнь => Мф 19:3-6,9 ; Рим 7:2,3 ; 1Кор 7:39
— Бог ненавидит развод => Мал 2:16
— развод разрешен по жестокосердию, => Втор 24:1-4 ; Мф 19:7,8
— см. РАЗВОД
Б. Быть одному и быть женатым
1. Возможность остаться одному
— это подарок от Бога => 1Кор 7:7,8 {C}
— предпочтительно во времена кризиса => 1Кор 7:25-28
— дает возможность полностью посвятить себя Богу => 1Кор 7:32-35
2. Цели брака
— достижение человеческого счастья => Быт 2:18
— личная любовь => Притч 5:15-20 ; Песн 2:3-7 ; Песн 8:5-7
— дети => Быт 1:27,28 ; Мал 2:15 ; 1Тим 5:14
— недопущение безнравственности => 1Кор 7:2,8,9
В. Свадьбы в Библии
— Исаака => Быт 24:62-67
— Иакова => Быт 29:21-28
— Самсона => Суд 14:10-19
— царя => Пс 44:1-17
— Иисус на свадьбе в Кане => Ин 2:1-11
— притчи Иисуса о свадьбе => Мф 22:1-14 ; Мф 25:1-13 ; Лк 14:8-11
Г. Обязанности супругов
— муж должен заботиться о благе жены => Еф 5:25 ; Кол 3:19 ; 1Пет 3:7
— жена должна подчиняться своему мужу => Еф 5:22 ; Кол 3:18 ; 1Пет 3:1
— равная ответственность => 1Кор. 7:1-5, 32-35
Д. Брак как духовный символ
— Бог — супруг Израиля => Ис 54:5
— духовный брак => Иер 3:14 {C} ; Ос 2:16,19,20
— Христос — жених церкви => Мк 2:19,20 ; Ин 3:29
— Христос — муж церкви => 2Кор 11:2 ; Еф 5:22-32
— Церковь — невеста Христова => Еф 5:22-24 ; Откр 21:2,9,10
— брачная вечеря Агнца на небесах => Мф 22:1-10 ; Мф 25:1-10 ; Откр 19:7,9
Святая, Соборная и Апостольская Церковь с первых веков осуждала запрещала православным вступать в смешанные браки. Первое каноническое предписание о воспрещении брака с еретиками принято на Лаодикийском Поместном Соборе 343 года (31 пр.).
Святым Отцам Шестого Вселенского Собора было угодно подтвердить прежнюю церковную практику по этому вопросу. Правило 72-е, принятое ими, гласит: «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подабает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но если некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом один из них избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззреть на Божественные лучи, и если при том неверной жене угодно сожительствовать с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится муж неверен от жены, и святится жена неверная от мужа».
Авторитетный толкователь канонов епископ Никодим (Милош), разъясняя данное правило пишет: «На основании этого (72) трулльского и др. параллельных правил, каноническое учение православной церкви о смешанных браках заключается в следующем: 1) смешанные браки православных христиан с иноверными особами, в частности же с язычниками, иудеями и еретиками, строго воспрещены церковью; 2) смешанный брак допускается лишь в такой форме, когда в браке, заключенном вне Православной Церкви, т.е. в нехристианской или еретической религиозной общине, один из супругов примет православную веру, притом, когда иноверный супруг выразит желание остаться в браке с супругом, принявшим православие; 3) дети, родившиеся от такого смешанного брака, должны быть во всяком случае крещены и воспитаны в Христианской, Православной вере; 4) если же иноверный супруг не пожелает остаться в браке с обращенною в христианство особою, тогда брак разводится и православному супругу дозволяется вступить в новый брак с православной особой; и 5) допускается православной особе вступить в брак с неправославной особой, если эта неправославная особа обещает принять Православную веру и тотчас это обещание и исполнит. Это — строго каноническое учение Православной Церкви по этому предмету; и как это учение имело силу в течение всех веков Православной Церкви, так оно и должно оставаться в силе и ныне и всегда».