О том что нельзя поминать еретиков на Богослужениях в.ч. и Литургии

 

Некоторые лица решили, что все кроме них не имеют истинной любви. Критерий любви следующий: те что не хотят поминать  в Таинствах в т.ч. и за Литургией еретиков, сектантов и язычников – суть фарисеи, но это ошибочно так полагать так Апостол Любви Иоанн Богослов Духом Святым говорит нам: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.» (1-е Иоанна 5:16,17)

«Умякнуша словеса их паче елея, и та суть стрелы» (Пс.54:22). Так можно сказать о новоявленных экуменистах мнящих быть «добрее» Бога и его святых.

«Грех к смерти» и «грех не к смерти» — это понятия ключ к уразумению разницы в них — это фраза: «Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти». То есть, любой нравственно неправедный поступок (нарушение Закона Божьего в той или иной форме) есть «грех не к смерти». Слова «всякая неправда» соответствуют нашему обычному пониманию слова «грех». Поэтому Иоанн и пишет, чтобы мы молились о согрешающих, чтобы у них открылись глаза и они пришли к покаянию. Тогда Бог даст им жизнь. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» (1-е Иоанна 1:9)

Грех к смерти – это ересь, как говорит свт. Игнатий Б.: «Сущность всякой ереси – богохульство.», «Церковью предается анафеме какое-либо учение – это значит, что учение содержит в себе хулу на Святого Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек — это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей.» «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (От Матфея 12:31)

Отсюда понятно что ЗА ЕРЕТИКОВ ЦЕРКОВНОЙ МОЛИТВЫ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, покуда не покаются и не отрекутся от преждних заблуждений. Кроме как общей фразой как в литургии Апостольских Постановлений: О внешних и заблуждших помолимся,   «Еще молимся Тебе… за внешних и заблуждших, чтобы Ты обратил их ко благу и укротил ярость их» (Собрание древних литургий. Вып. I, СПб, 1874, стр. 109, 129). Но есть литургия верных где даже оглашенные должны выходить, а не то чтобы поминаться.

Кормчая, глав. 60. святительское наказание новопоставленнымъ: «И не принеси приноса, въ Божии жертвенникъ, ни отъ неверныхъ, ни отъ еретикъ, ни отъ блудникъ, ни отъ прелюбодеи, ни отъ корчемника, ни отъ клеветника, ни отъ лжива послуха, ги отъ волхва, ни отъ потворника, ни отъ игреца, и злобника, или томящи челядь свою ранами. И кто будетъ отъ таковыхъ, а не покаются, ни емли у нихъ приноса. просфиры приноси отъ своихъ духовныхъ детей, ведая житие ихъ»

Апостольские постановления, кн. 3, гл. 8: «кто принимает от такового, обесславленного и отлученного от Церкви, и молится за него, решившего пребывать во зле и не желающего раскаяться когда-либо, тот сообщается с ним в молитве, и опечаливает отметающегося неправедных Христа, и одобряет их принятием недостойного подаяния, и вместе с ними оскверняется, не попуская им придти к покаянию, чтобы плакать и молиться Богу».

Св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии, гл.46: «За кем она (Церковь) знает грехи смертные, тем не дозволяет приносить сих даров и, если они осмелятся принести, не принимает и отгоняет их вместе с дарами.»

Святитель Симеон Солунский: «Не следует священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и не кающемся, т.к. это приношение бывает им в осуждение… Священнику следует внимательно наблюдать, чтобы не от всякого желающего принимать приношение и не приносит о таких, которые грешат без всякого стыда, чтобы не быть осужденным вместе с ними».

Преп. Паисий Величковский: «об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таких поминовение, воздаст за это страшный ответ в день страшного суда Его».

Свт.Симеон Солунский: «Далее — за православных царей, защитников благочестия, за спасение их и за христолюбивый народ. После них, если служба совершается в обители, приносит частицы за начальствующего и прочую братию, а если в храме каком-нибудь, то за строителя его или за совершающего память и за собравшихся там, также за принесшего дары и за тех, за кого он принес дары. Наконец, — за почивших во Христе, за весь священнический и иноческий чин. Далее — за всех верных, православно скончавшихся, и за тех, кого хочет или должен бывает иерей помянуть сам.»

Верными же считаются те, кто учавствует в жизни Церкви, воцерковленные: «80-е правило VI Вселенского Собора ясно указывает, что человек, избегающий церковного общения, должен быть отлучен от Церкви. Три воскресных богослужения, пропущенных без серьезной причины, являются основанием для отлучения от Церкви. Причем, церковный обычай того времени подразумевал, на каждом богослужении верный христианин приступал к Причастию, если он не состоял в разряде кающихся. Отцы VI Вселенского Собора взяли за минимальную норму одно посещение за три воскресенья.»

Просто читая святоотеческие труды сложно найти слова о необходимости соборной молитвы за иноверцев и еретиков. Зато противоположное мнение встречается очень часто. Например у свт. Игнатия Брянчанинова находим: «Относительно правила молитвеннаго — знайте, что оно для Вас, а не Вы для него, но для Господа. Почему имейте свободу с разсуждением. При немощи убавляйте, при силе прибавляйте — то и другое с умеренностию и осторожностию; потому что мы крайне немощны, и окружены татями и убийцами отовсюду. Когда Вы не бываете в церкви, то читайте правило, прописанное Вами: я его одобряю, по крайней мере до времени, когда окаянному моему сердцу, в случае вопрошения Вашего, известится — что изменить.

О еретиках воспрещено молиться, как бы о членах, принадлежащих к Церкви, почему и вынимать о них частицы, как изображения участия в Церкви — не должно, молиться же о обращении их — можно. Имеющий своего мертвеца, о нем плачет, о нем молится. Заключенные в темницу преступники не могут принимать на себя ходатайства о других преступниках. Господь есть Любовь, и столько желает спасения всех, что мы и постичь не можем. Предоставим этой Любви спасение наше — и всех, а с своей стороны постараемся о том, что зависит от нас — от очищении себя. Тогда этого достигнем, когда умрем ко всему. — Богу слава!»
Свт. Игнатий Брянчанинов. Письма к монашествующим. Письмо N 79
Мможно посоветовать почитать дневниковые записи архиепископа Никона (Рождественского), как раз на эту тему: МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ ЗА ДУШИ САМОУБИЙЦ И ЕРЕТИКОВ? (см. здесь) Там все очень доходчиво разъяснено.

Православное заупокойное богослужение, как уже было отмечено ранее, является не только молитвою за усопших, но вместе и чествованием их от лица Церкви и молящихся. Церковь не отрицая возможности молитв за неправославных, не может допустить торжественного их чествования. Поэтому-то и преп. Феодор Студит, не допуская открытого моления об еретиках, позволяет православным их сродникам молиться за таких «в душе своей». Не напоминает ли эта формула и древней литургической формулы, восстановленной Собором 1918 года: «о нихже кийждо во уме своем поминание творит»

Митрополит Московский Филарет, строгий ревнитель Правил церковных, особенно боявшийся того, чтобы уступкою в утешение одних не произвести соблазна многих, считавший, что «обязанность не смущать и не соблазнять своих без сомнения выше обязанности делать угождение чужим», все же находил возможным в некоторых случаях делать уступку. На вопрос о возможности церковной молитвы за умерших лютеран, он отвечал: «Вопрос этот не очень удобен к разрешению. Вы хотите иметь основание к разрешению в том, что Макарий Великий молился даже о язычнике умершем. Дерзновение чудотворца неудобно обратить в общее правило. Григорий Двоеслов также молился о Траяне и получил известие, что молитва его не бесплодна, но чтобы он впредь не приносил таких дерзновенных молитв… Сделать дело не по правилу в утешение одного, но не без соблазна для многих, думаю, не было бы благовидно… Мы его не осуждаем: но его была воля остаться до конца вне пределов Православной Церкви. (Собрание мнений, дополн. том, стр. 186).

Патриарх Сергий (Страгородского) из Резолюции от 11 марта 1935 г. о возможности поминовения умерших инославных: «Многие склонны согласиться на поминовение за проскомидией и боятся возношения инославного имени на ектении, панихиде и вообще в слух присутствующих в храме. На проскомидии-де, кроме священника и подающего записку никто ничего не услышит и не узнает, публичное же поминовение может соблазнить верующих и вызвать осуждение священнику. …Главное же, что такой, в сущности, обывательский совет в корне извращает церковное понятие о проскомидии и о поминовении на ней. Для указанных советников проскомидия что-то вроде частной молитвы священника. Как будто на проскомидии он поминает только для себя и церковной общественности это поминовение не касается. По церковному же нашему учению, проскомидия является наивысшим способом поминовения и именно общецерковного или церковно-публичного, когда за умерших молится вся Церковь, во всем «чине своем». Частица вынутая за кого либо живого или умершего, потом должна лежать на дискосе вместе со Святыми Дарами, во время освящения последних и потом погружается в потир и, вместе с Телом Христовым, напаяется Его Кровию. Чрез это поминаемые делаются причастниками Святых Тайн и пользуются плодами такого причастия. Таким образом, если поминовение на проскомидии не пустая проформа, никому ничего не приносящая, то поминать за проскомидией инославных значит допускать их до евхаристического общения, что возможно только после их присоединения к Церкви. Это несравненно важнее, чем помолиться за инославного в частной требе, хотя бы и в слух других богомольцев. Недаром в древности помянники (диптихи) читались на литургии после «Достойно.» в слух всей Церкви и верующий народ ревниво следил за их содержанием, иногда громко требуя исключить из диптиха тех, кто запятнал себя ересью и внести тех, кто был известен своей стойкостью в православии. Вообще, в диптихи, т.е. к поминовению при литургии допускается только тот, кто скончается в недрах Православной Церкви и в мире с Нею.»

Святитель Афанасий (Сахаров): «О поминовении усопших по уставу православной церкви» (частично применим и к заздравному поминовению):

Совершение поминовения по православному чину (особенно совершение отпевания) есть открытое признание и засвидетельствование Церковью своего единения в вере скончавшимся членом ее и право на это внимание Церкви и ее особенно усиленное ходатайство перед Богом за умершего принадлежит только лицам, умершим в единении с Церковью по вере и жизни. Этим правом не могут и не должны пользоваться люди, нарушавшие это единство веры и умершие вне общения с Церковью, вне ее молитв и благодатных Таинств (Кальнев, Доклад, читанный в VI отделе Предсоборного присутствия в 1906 году).

Православное заупокойное богослужение имеет в виду умерших в истинной православной вере. Употреблять церковные молитвословия при поминовении неправославных безусловно невозможно. Как, напр., читать о католике или лютеранине молитву из последования по исходе души… аще бо и согреших, но не отступи от Тебе… и Троицу… православно даже до последнего своего издыхания исповеда? Как над усопшими неправославными самым неправославием своим лишившими себя права именоваться от Церкви «верными», петь обычный на панихиде общий канон за усопших, имеющий характерное краегранесие: «умирающим верным осмое плету пение»? Как произносить о неправославном ектенийные прошения, не поступаясь своею ревностью о православии? Святитель Феофан Затворник на вопрос: «спасутся ли католики?» отвечал: «Спасутся ли католики, я не знаю, но я знаю, что я вне православной Церкви не спасусь».

Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского, основоположника русского монашества, одного из величайших святых , написанное в 12 веке Киевскому Великому князю Изяславу как главе православного Киевского государства, а в лице его и всему народу Киевской Руси:
…Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая вера Православная. Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со святыми. А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской – не увидят жизни вечной. …Ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в Православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос. Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: «Един Бог, едина вера, едино Крещение» (Ефес. 4,5). Не слышишь ли апостола Павла, глаголящего: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1,8).

Церковь не может молиться об отвергавших бытие Бога, открыто хуливших Церковь и ее веру, отрицавших Божество Господа Иисуса Христа и догмат искупления, хуливших Святого Духа и Святыя Таинства, и пребывающих нераскаянными в этих грехах. Не может быть также открытой церковной молитвы о самоубийцах согласно правилу Тимофея Александрийского,— как посягнувших на драгоценнейший дар Божий — жизнь.

Епископ Виссарион (Нечаев): «С приготовлением веществ, нужных для Евхаристии, соединяется поминовение членов Церкви, — святых, живущих на небесах во славе, потом живых и усопших, и при сем за каждый разряд сих членов изъемлютcя частицы из просфор и полагаются на дискосе возле Агнца.» http://www.klikovo.ru/db/book/msg/3323

Относительно того, можно или нельзя поминать на проскомидии крещенных, но не воцерковленных сказал еще блаженный Августин Иппоннийский (V век): «за весьма добрых они (имеется в виду частички вынутые на проскомидии) служат благодарением; для не совсем дурных они служат очищением от грехов; и хотя не приносят пользы совершенно злым, единственно по причине их упорства во зле, но за то служат утешением для живых» (Настольная книга для священно-церковно-служителей. С.В. Булгаков М. 1993г. т. I., ст. 889). Тоже самое пишут свв. Дионисий Ареопагит и Епифаний Кипрский. Святый Григорий Двоеслов представляет один из таких опытов, случившийся в его монастыре. Один брат за нарушение обета нестяжания, в страх других, лишен был по смерти церковнаго погребения и молитвы в продолжение тридцати дней; а потом из сострадания к его душе, тридцать дней приносима была безкровная жертва с молитвою за него. В последний из сих дней, усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему, и сказал: «доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен; ибо сегодня получил приобщение» (Бесед. кн. 4, гл. 55).  http://www.klikovo.ru/db/book/msg/3323 «Так велика сила молитв церковных за умерших пред безкровною жертвою. Надобно, однако, заметить, что не для всякаго умершаго они спасительны, а только для тех, которые отошли в другой мир с верою и покаянием во грехах. Самые тяжкие грешники не лишены надежды на облегчение их участи и даже совершеннаго избавления от мук адских, если умерли с истинным раскаянием. Молитвы за них ближних, в соединении с принесением безкровной жертвы, могут оживить в них семя добра, которое не успело раскрыться в них при жизни, — так что по смерти оно принесет некий плод, годный для житницы небесной.» http://www.klikovo.ru/db/book/msg/3323

Как видим Церковь из древних времен восприняла практику поминания на проскомидии не только постоянных прихожан, но и тех, кто был крещен, но не просвещен.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *